5 рисков корпоративных коммуникаций в 2026 году: как IT-директору защитить бизнес

МТС Линк Чаты
Одно приложение для чатов и звонков
  • В реестре российского ПО
  • Техподдержка 24/7
  • ИИ-помощник

Корпоративные коммуникации в российских компаниях переживают период трансформации. Утечки данных и нестабильность зарубежных сервисов ставят IT-директоров перед выбором: использовать привычные инструменты с нарастающими проблемами или перейти на отечественные решения, которые ещё нужно внедрить в налаженную инфраструктуру. 

Вместе с руководителем продукта МТС Линк Чаты Андреем Лучицким рассмотрели пять ключевых рисков и дали рекомендации, как их минимизировать в 2026 году.

Риск № 1. Утечки персональных данных

Критическая зависимость бизнес-коммуникаций от иностранной инфраструктуры приводит не только к рискам утечки данных, но и потере контроля над IT-средой. За первое полугодие 2025 года было зафиксировано 154 случая утечек баз данных российских компаний — в открытый доступ попало около 200 млн строк персональной информации. Чаще всего в открытый доступ утекают имена клиентов, их пароли, адреса проживания и паспортные данные. 

70% взломов происходит из-за запуска сотрудниками заражённых программ. Но часть данных сливается умышленно: сотрудники скачивают данные компании и её клиентов, а затем размещают их в интернете или продают.

Роскомнадзор отмечает: несмотря на то, что с начала 2025 года в сеть попало 50 млн записей о россиянах, количество утечек постепенно снижается. На это влияет развитие защитных механизмов в компаниях и новые законы. Так, с мая 2025 года действуют новые штрафы: до 15 млн рублей за крупную утечку данных и оборотные штрафы до 3% от выручки при повторном инциденте — от 20 до 500 млн рублей.

Как снизить риск утечки данных

Переведите коммуникации и работу с данными клиентов в закрытый контур на своём сервере или используйте защищённые облачные решения. 

В отличие от публичных мессенджеров, корпоративные платформы интегрируются с DLP-системами (технологиями предотвращения утечек конфиденциальной информации). Они автоматически блокируют отправку файлов с конфиденциальными данными и закрывают доступ к данным у уволенного сотрудника, предотвращая инсайдерские сливы.

Риск № 2. Штрафы за использование иностранных мессенджеров

С 1 июня 2025 года госучреждениям, банкам, операторам связи, маркетплейсам и агрегаторам объявлений запрещено общаться с клиентами через иностранные мессенджеры. Штрафы составляют от 100 до 700 тыс. рублей за передачу персональных данных, а при первичной обработке данных вне территории РФ — до 6 млн рублей

В перечень запрещённых сервисов входят WhatsApp*, Telegram, Viber, Discord, Skype, Microsoft Teams и другие. 

Также Минцифры готовит закон, который будет вводить оборотные штрафы для компаний, если они не переведут критические IT-системы на российское ПО.

Как избежать штрафов

Зачастую недостаточно просто запретить использовать иностранные мессенджеры. Компаниям следует внедрять технические блокировки передачи файлов в публичные мессенджеры и переводить внешнюю коммуникацию в защищённый контур или на российские корпоративные мессенджеры, данные которых хранятся на серверах в России.

Риск № 3. Перегрузка IT-отдела и рост затрат на поддержку нескольких решений

Среди проблем коммуникации в современных организациях в 2026 году — рост затрат на поддержку инфраструктуры. В 2025 году с такими тратами столкнулось 47% крупных компаний. Основная причина — необходимость администрировать разрозненные системы, куда входят части от западного ПО и новые российские инструменты. 

В итоге трудозатраты на адаптацию и стабилизацию новых систем могут быть в 3–5 раз выше, а самые высокие расходы появляются при привлечении двух и более вендоров.

Как снизить затраты на обслуживание

Платформы, которые включают в себя мессенджер, ВКС, таск-трекер, онлайн-доски и другие сервисы, позволяют администратору управлять доступами, лицензиями и обновлениями через единую консоль управления. По наблюдениям руководителя продукта МТС Линк Чаты Андрея Лучицкого, это освобождает до 30% времени и ресурсов IT-специалистов. 

Например, в МТС Линк есть единый личный кабинет для управления сервисами, а поддержка Active Directory и API позволяет управлять доступом для тысячи учётных данных.

Риск № 4. Снижение эффективности команды

Еженедельно 22% сотрудников теряют более 2 часов в неделю из-за переключения между приложениями — это более 100 часов в год на каждого. При этом 45% работников отмечают, что постоянное переключение снижает их эффективность, а 43% испытывают усталость и признаки выгорания. 

Как сократить переключения между сервисами

Используйте платформы, которые объединяют чаты, видеозвонки, календари и работу с документами в одном окне. Это сокращает количество переключений между задачами и помогает сотрудникам сохранять фокус на важном. 

Риск № 5. Технические сбои

Публичные мессенджеры и платформы для видеозвонков в России работают с перебоями. С августа 2025 года Роскомнадзор ограничил звонки в Telegram и WhatsApp*. В октябре и ноябре пользователи из разных регионов начали сообщать о невозможности отправить сообщения или совершить звонок. Это напрямую влияет на скорость принятия решений и согласование проектов между подразделениями.

Как ускорить согласование решений

Отечественные и корпоративные мессенджеры не подвержены риску блокировки. Перейдите на надёжные платформы или продублируйте ими свои коммуникации. Выбирайте сервисы с доступностью 99,9% — они обеспечивают стабильную работу в любых условиях. Например, показатель МТС Линк — 99,95%. Статус работы всегда можно проверить на странице службы поддержки в разделе «Состояние сервиса».

Чек-лист для IT-директора

Минимизация рисков в корпоративной коммуникации требует системного подхода. Рекомендуем начать с аудита используемых инструментов на соответствие 41-ФЗ и рассмотреть миграцию на комплексную отечественную платформу, которая закроет вопросы безопасности, юридических рисков и эффективности сотрудников.

☐ Провести аудит текущих коммуникационных инструментов на соответствие законодательству

☐ Проверить с юристами и комплаенс-менеджерами риск получения штрафов за использование ПО и политики обработки данных

☐ Перейти на единую отечественную коммуникационную платформу

☐ Внедрить централизованное управление доступом и политиками безопасности

☐ Обеспечить стабильность бизнес-процессов независимо от работоспособности зарубежных сервисов

Получите консультацию — запишитесь на демо МТС Линк, чтобы узнать, подходит ли наш сервис под ваши требования.

Записаться на консультацию

* Принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской

Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа

Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту