«Обучение никому ничего не должно», – как будет развиваться рынок онлайн-образования в 2025 году

По данным исследования, почти четверть россиян считают, что онлайн-образование в будущем вытеснит очную форму обучения, а более 30% предполагают, что на рынке должны быть в равной степени представлены оба формата. О том, что ждёт сферу онлайн-обучения в будущем, как компании создают образовательные курсы сегодня и как сделать сложную и скучную информацию интересной, поговорили с менеджером по продукту бизнес-юнита «Обучение» МТС Линк Владимиром Казаковым.

Карьера в e-learning

С чего ты начал свою карьеру в e-learning? Почему выбрал именно эту сферу?

Мне всегда нравилось учить людей. Я получил образование психолога, пробовал себя в качестве преподавателя, когда ещё учился в аспирантуре. Потом я сосредоточился на направлении бизнес-тренингов, проведении фасилитаций — тогда ещё этого модного слова не было, но специальность «бизнес-тренер» уже была очень популярна. Я хотел развиваться в сфере образования, при этом меня, как многих мальчишек, интересовали компьютеры и всё, что связано с IT. И я нашёл направление, в котором все эти сферы соединялись — это электронное обучение e-learning. 

В 2009 году я попал в компанию Mary Kay, они искали специалиста по дистанционному обучению. На тот момент у меня уже был небольшой опыт проведения очных тренингов, и он мне очень пригодился. С этого начался мой путь в направлении онлайн-обучения. 

Каким был твой первый проект?

Одним из первых больших проектов был запуск вебинаров в Mary Kay. 15 лет назад это были ещё совсем не те вебинары, которые у нас есть сегодня. Тогда они ещё работали на базе Flash (мультимедийная платформа компании Adobe для создания сайтов, приложений с интерактивным контентом, электронных курсов — ред.), требовали огромной подготовки, в том числе со стороны слушателей. Со спикером мы также долго настраивали оборудование, по несколько раз проверяли связь. Всем нужно было отправить веб-камеры и микрофоны, потому что компьютеры были ещё древними, с толстыми мониторами. И ни о каких встроенных микрофонах даже речи не было. Мы запускали этот проект вместе с Webinar.ru. 

Над какими задачами сейчас работаешь в МТС Линк?

Мы пытаемся сделать счастливыми наших клиентов — людей, которые так или иначе задействованы в образовательных процессах. И для этого используем наши продукты: предлагаем удобную платформу МТС Линк Курсы для онлайн-обучения, даём весь комплекс инструментов в е-Learning: Вебинары, Доски, недавно появился новый продукт МТС Линк Формы — конструктор для проведения опросов и тестов.

«Обучение никому ничего не должно», – как будет развиваться рынок онлайн-образования в 2025 году | Фото unnamed 14

Витрина в МТС Линк Курсах 

Большую часть своей карьеры я занимался корпоративным обучением, создавал или дорабатывал LMS-системы (Learning Management System, системы управления обучением, знаниями ред.). Сейчас в МТС Линк этот опыт помогает делать продукт, который наши клиенты могут использовать в своём бизнесе с теми же целями. 

Расскажи о том, чего удалось достичь за последнее время, как развиваются МТС Линк Курсы?

Наш продукт отлично помогает в обучении сотрудников, и мы уверены, что можем сделать этот процесс еще эффективнее. В начале 2024 года мы запустили новый бизнес-юнит «Обучение» и начали работу над комплексной платформой для организации курсов, включающей сервисы для обучения сотрудников и оценки их знаний, проведения тестов и опросов. Это решение поможет значительно повысить эффективность усвоения материала.

В будущем платформа будет включать в себя линейку цифровых продуктов для любого бизнеса, инструменты сквозной аналитики, различные сервисы на базе искусственного интеллекта. Мы планируем расширить функционал, создать единое цифровое пространство, в котором будут не только решения для обучения, но и сервисы для онбординга, оценки эффективности сотрудников, создания карьерных траекторий и других HR-процессов.

Тренды корпоративного обучения

Что представляет собой корпоративное обучение сегодня?

В сфере обучения продолжается активная цифровая трансформация, внедрение искусственного интеллекта во все образовательные процессы. По результатам исследования Digital Learning, в 2024 году 40% российских компаний использовали ИИ для обучения сотрудников. Например, искусственный интеллект может отвечать на вопросы пользователей в чатах или подбирать учебные материалы под запросы конкретного сотрудника.

Всё больше компаний сегодня стремятся к созданию мобильных приложений, использованию VR-тренажёров, систем дистанционного обучения (Learning Manage System — LMS). Согласно исследованию, российский рынок LMS-систем вырастет с 3,92 млрд рублей в 2022 году до 6,72 млрд рублей в 2027 году. Несмотря на ситуацию в мире, кризисы, крупные компании готовы вкладываться в автоматизацию обучения. 

Как такие инструменты, как приложения, VR-тренажёры, системы LMS, помогают в процессе онлайн-обучения сотрудников?

Используя такие инструменты, сотрудники могут обучаться в любом месте и с помощью разных устройств: смотреть курсы, видеоуроки, решать кейсы и тесты и даже отрабатывать практические навыки на специальных VR-тренажёрах. Сегодня такие тренажёры помогают обучать специалистов из самых разных сфер: врачей, пилотов, пожарных. В дальнейшем круг специалистов, обучающихся с помощью этого инструмента, будет только увеличиваться.

«Обучение никому ничего не должно», – как будет развиваться рынок онлайн-образования в 2025 году | Фото imgonline com ua Resize ZUzOQtW226O

Также растёт популярность ещё одной концепции: edutainment. Её основная идея — сделать сложную и скучную информацию более интересной.

Edutainment в образовании

В чём суть этого подхода?

Как правило, обучение в чистом виде многим неинтересно. И здесь есть разные причины: человек может просто считать, что он и так умный, или думать, что я недостаточно умный (если, например, я как тренер его учу). Или он просто не хочет тратить на обучение время, так как у него много других задач. И здесь на помощь как раз придет edutainment. Это способ организации обучения, при котором мы вплетаем в него что-то, что доставляет пользователям радость. Иногда включаем игры. Но это могут быть не только они, а, например, небольшой тренинг на природе в рамках тимбилдинга. Это тоже проявление edutainment-обучения. 

Я считаю этот подход очень эффективным. Взрослые — тоже немного дети. Обучение через возможность делать ошибки в игровой среде и учиться на них способно быть гораздо эффективнее, чем, например, обычные слайды. Когда мы используем такой формат, пользователи сами стремятся что-то делать. Соответственно, мы получаем больший результат. 

Но важно понимать, что в edutainment есть свои нюансы, и это не универсальное решение, которое подходит абсолютно всем. Я люблю приводить в пример своего отца: он уже на пенсии, работает внештатным инженером. Если ему дать обучающий курс, в котором в развлекательном формате мультяшный персонаж будет рассказывать, например, о технике безопасности, отец вряд ли вообще воспримет эту информацию. Поэтому edutainment подходит не для всех. Или даже, правильнее сказать, и для такой аудитории тоже есть подходящий формат edutainment, но выбирать его сложнее. 

Получается, edutainment-подход тесно связан с эмоциями. Какую роль они играют в обучении: мешают или помогают?

Эмоции не мешают и не помогают. Но мы однозначно должны их учитывать. Если их учитывать неправильно, они могут мешать. Если правильно — будут помогать. Я не могу сказать что edutainment диктует точные правила, как нужно работать с эмоциями. Здесь больше вопрос экспертизы.

Вернемся снова к примеру с моим папой. Если мы таких специалистов решим обучать через аркадные игры, это, скорее всего, будет неэффективно. Если таким способом будем учить людей, как я, например, то, вероятно, это будет интересно и результативно. 

Формат edutainment для людей зрелого возраста с высоким уровнем экспертизы, работающих внештатными специалистами в крупных компаниях, тоже можно применять, но для них это будет выглядеть по-другому. Скорее всего, это офлайн и с коньяком (шутка). Хотя в случае с моим папой это снова бы не подошло, так как он не пьёт алкоголь. Но тем не менее так было бы лучше.

Можешь привести яркий пример edutainment-проекта, который тебе запомнился?

В отделах обучения некоторых компаний мне часто встречаются сотрудники, которых я называю «представителями очумелых ручек». Они умеют делать всё, но по чуть-чуть. Эти специалисты обычно open-minded: они открыты для новых идей и экспериментов, поэтому среди их кейсов иногда появляются действительно уникальные и интересные. 

Мне запомнилось одно обучение по пожарной безопасности. Его собирали даже не в редакторе курсов, а в программе-конструкторе для сборки игр. По типу такой, в которых детей учат программировать. Там уже были персонажи, их даже не перерисовывали. Но в результате получилась отличная пиксельная игра с реальной картой офиса, где надо было убегать от пожара. Потом в компании проводили соревнования между сотрудниками, хотя эта игра даже была не в формате онлайн. Это абсолютный edutainment-проект. 

«Обучение никому ничего не должно», – как будет развиваться рынок онлайн-образования в 2025 году | Фото imgonline com ua Resize mxtSsSLh3VTqo

Пример создания игры в конструкторе. Источник pinterest.com, techcrunch

Какие форматы обучения ещё бывают? Что определяет, какой из них стоит выбрать?

Форматы могут быть разные: лонгрид, набор видео, игра, даже сериал или комикс. Он определяется целями и задачами, а также ресурсами и возможностями компании. При этом нет единого формата, подходящего для всех, но для каждого обучения можно подобрать свой. И очень важно правильно это делать. Например, если мы создаем обучение по продукту в формате видео, а продукт при этом регулярно меняется, то мы должны быть готовы к изменениям и к тому, что это видео мы будем перезаписывать каждую неделю. Очевидно, что в таком случае стоит выбрать другой, более оптимальный формат обучения.

Сегодня выбор метода обучения во многих случаях определяется принципом «если в моих руках молоток, то всё вокруг становится гвоздями». Большая часть рынка, выбирая формат обучения, отталкивается от системы. Например, в МТС Линк Курсах удобно собирать лонгриды, встраивать в них вебинары. Логично, что обучение многих наших клиентов будет включать эти элементы.

«Обучение никому ничего не должно», – как будет развиваться рынок онлайн-образования в 2025 году | Фото unnamed 2025 01 28T062946.995

Редактор курса в МТС Линк Курсах

Если человек пользуется SCROLL (российский редактор для создания интерактивных лонгридов — ред.), его курсы будут состоять из лонгридов с интерактивными элементами, но без вебинаров. А если обучение выстраивается с помощью конструктора онлайн-курсов iSpring, то в нём будут в основном слайды, видео и немного текстов, скорее всего без вебинаров. В общем чаще всего при выборе формата обучения компании исходят из своих возможностей. Правильней было бы, конечно, исходить из потребностей, но здесь обычно всё упирается в ресурсы.

С видео тоже непростая ситуация. Не все компании умеют делать хорошее видео. И дело не в том, что для этого требуется много денег. Бывает вполне достаточно собрать домашнюю студию, но нужно уметь пользоваться редактором, понимать, как обрезать хромакей и правильно ставить свет. Не всегда в компании есть специалист с такими навыками. Аналогичная ситуация с комиксами: их надо уметь рисовать, а для этого в штате должен быть художник. 

«Обучение никому ничего не должно», – как будет развиваться рынок онлайн-образования в 2025 году | Фото imgonline com ua Resize kIjvLwz1xVg9

Пример домашней студии для записи онлайн-курса

Как создать эффективное онлайн-обучение

С чего начать, какие этапы в создании онлайн-обучения можно выделить?

Первое, что нужно сделать, если мы хотим создать обучение, это провести исследование. Подумать про цели и задачи, про то, кого и зачем мы хотим учить, точно ли люди этого не знают, решит ли вообще вашу проблему обучение сотрудников? Потому что часто проблема не в том, что люди что-то не знают или не умеют, а в том, что они по какой-либо причине не хотят. Основная задача профессионального менеджера по обучению — провести такой анализ до того, как будет составлен план обучающих вебинаров или перечень лонгридов.

Итак, мы поняли, что люди действительно что-то не знают, их надо научить. Или они что-то умеют, но им надо дать, например, больше практики. Дальше нужны конкретные шаги, и они могут быть совершенно разными. Если нужно научить, можно снять видео, как это должно быть правильно, провести серию вебинаров или написать лонгрид. Если нужно, чтобы сотрудники научились что-то делать руками, возможно, стоит дать им упражнения, провести практическое занятие, подключить VR-тренажёр. 

В моей практике были случаи, когда задачу по обучению можно было решить одним письмом с тремя абзацами текста. Такое тоже бывает. Всё зависит от этого первого шага, и единого рецепта для всех здесь точно нет.

Какие самые распространённые ошибки допускают компании при создании онлайн-обучения?

Самая главная ошибка — неправильно сформулированная цель, не те задачи. Все остальные ошибки вытекают из этого пункта. Например, из-за того что в самом начале мы не провели анализ, не пообщались с пользователями, вместо бюджетного, но эффективного текстового курса мы сняли дорогой видеокурс, который не принёс ожидаемого результата. Я и сам допускал когда-то такие ошибки. Тогда это происходило, потому что руководство настаивало. Было очевидно, что стоило бы использовать лонгриды, но руководство настояло на вебинарах. Ведь они привыкли, что в компании обучение проходит всегда в формате вебинаров.

Или, например, иногда для обучения нужен серьёзный интерактивный продукт с VR-тренажёрами, но в компании нет времени, средств на его создание, и сами они такое делать не умеют. И тогда обучение собирают, например, просто из лонгридов. В результате пользователи всё равно усваивают только 10% из того, что нужно было.

Бывают, конечно, и чисто технические ошибки. Например, снимали курс на хромакее и плохо поставили свет. Или пригласили спикера вести вебинары и не учли, что он гундосит, картавит, шепелявит и заикается одновременно. Но это скорее единичные случаи, и они решаются точечно. 

Заключение

Как сейчас люди воспринимают обучение? Чего, возможно, не хватает на этом рынке?

Несмотря на активное внедрение ИИ, многие ещё не до конца научились с ним работать. Важно понимать, когда нейросеть стоит применять, а когда лучше обойтись без неё. И, разумеется, понимать, как именно применять. Чтобы объяснить что-то ИИ, надо точно знать самому, что хочется получить в итоге и как к этому прийти.

Говоря о том, как сегодня воспринимают обучение, могу сказать, что по-разному. Примерно год назад я участвовал в конференции, на которой выступали руководители корпоративных университетов крупных компаний. Они рассказывали, какое, по их мнению, должно быть обучение. И ответов на этот вопрос было множество. Один говорил, что «обучение должно быть сложным, потому что мы учимся только в случае, если преодолеваем трудности». Второй утверждал, что «обучение должно быть простым, ведь если я буду тратить когнитивную нагрузку на попытки разобраться в платформе, сложные тексты и разный мусор в обучающих видео, то я просто буду тратить её впустую, упуская то, что мне действительно нужно». Третий участник предполагал, что «обучение должно быть заблаговременным, потому что я как специалист должен прийти на рабочее место и уже знать и уметь всё, что мне надо». А четвёртый, не соглашаясь с этим утверждением, заявлял, что «обучение должно быть в моменте, ведь если специалист столкнулся с незнакомой проблемой, он должен быстро найти информацию, как эту проблему решить».

И было ещё много разных мнений, противоречащих друг другу. После этой конференции я сделал вывод, которого придерживаюсь и по сей день: «Обучение никому ничего не должно». И обязательно в формате edutainment тоже быть не должно. Главное, чтобы оно было полезным, а в каком виде — определяют только цели, задачи и аудитория. Обучение не будет одинаковым для всех, оно всегда будет разным.