В статье расскажем, как создать онлайн-курс, который будет востребован у целевой аудитории.
Как создать электронный обучающий онлайн-курс с нуля
Содержание:
Этапы разработки онлайн курса
Планирование
Проектирование
Пробный запуск обучения
Продвижение онлайн-курса
Конструкторы и сервисы для создания онлайн курсов
Как создать обучающий курс на iSpring:
Чек-лист: как организовать свои курсы
Этапы разработки онлайн курса
Нельзя точно сказать, сколько времени потребуется, чтобы запустить онлайн-курс. Каждый этап требует от разработчиков детального внимания. Расскажем, как выглядит стандартный план запуска и разберемся, как сделать процесс подготовки максимально эффективным и продуктивным.
Планирование
Выбор направления и темы
Разработка онлайн-курсов начинается с оценки рынка и целевой аудитории. Это основное правило маркетинга. Полагаться при выборе ниши только на свою экспертность в какой-то теме или популярность дистанционного образования — ошибочно. И в том, и в другом случае вы можете сделать идеальный проект, но не факт, что получится его продать. Самые интересные и полезные электронные курсы останутся невостребованными, если в данный момент в них нет потребности.
Исследование можно заказать у специалистов или провести самостоятельно с помощью аналитических сервисов. Например, таких как Euromonitor International, Statista, НАФИ, MarketResearch. Эти платформы предлагают отчеты и статистику по разным странам, регионам, отраслям, продуктам, компаниям, потребителям. С их помощью можно получить представление о перспективах того или иного направления. Информация, как правило, доступна только платно.
Допустим, вы выбрали направление. Дальше нужно исследовать курсы конкурентов. Изучить их УТП, ценовую политику и ассортимент, траекторию развития, источник трафика, способы продвижения. Проанализировать продукт помогут сайты и социальные сети конкурентов, а источники трафика — фрилансер-аналитик или сервисы наподобие Similar Web и Топвизор.
Если в сервисах нет бесплатной подписки для вашей задачи, а постоянные исследования не нужны, логичнее заказать аналитику у фрилансера, уже имеющего подписки.
Создание обучающих курсов требует также кропотливого анализа целевой аудитории. Один из способов разобраться в «болях» потенциальных клиентов — интервью. Респондентов спрашивают только о прошедшем и настоящем опыте, просят привести примеры из своей жизни. Маркетологи рекомендуют задавать открытые вопросы, чтобы получить больше информации.
Людей для опроса можно найти в тематических группах или телеграм-каналах с подходящей аудиторией. Чтобы привлечь внимание, напишите содержательное приглашение на интервью и предложите бонус. Например, скидку на свой продукт. Опросы также проводят за денежное вознаграждение, но такой способ может много привлечь случайных людей. Можно запустить обсуждение на тематическом форуме или в подходящих сообществах в соцсетях. Такие методы позволят увидеть максимально реальную картину: люди с анонимными никами охотнее делятся мнением.
Когда исследования будут готовы, сформулируйте гипотезы. Например, если вы планируете организовать фотокурсы, это может быть:
- Сейчас популярны онлайн-курсы по мобильной съемке.
- Незанятая, востребованная ниша — мини-уроки по селфи-фотографии.
Когда гипотезы сформулированы, проверьте ту, которая вызывает у вас больше доверия и требует меньше ресурсов для тестирования. Проверить гипотезу можно с помощью интервьюирования ЦА или тестового лендинга.
В результате на этапе планирования вы должны ответить на 5 вопросов:
- Какой продукт вы продаете?
- В чем суть и польза этого продукта?
- Кто ваша ЦА: как ведут себя представители аудитории и чего хотят?
- Что делает ваш продукт уникальным по сравнению с конкурентами?
- Какие этапы нужно пройти до начала онлайн-курса?
- Сколько он будет стоить?
Постановка целей и задач
Перед тем как создать курсы обучения чему-либо, нужно сформулировать цель.
Если точнее — результат, которого достигнет покупатель вашего курса. Например, цель уроков по селфи-фото может звучать так: участник умеет позировать и снимать «инстаграмные» автопортреты.
Какой бы сложной или специфической ни была тема вашего электронного обучения, для аудитории важно, чтобы цель была подана максимально комфортно и понятно. не исключено, что курсами заинтересуются даже те люди, которые изначально не планировали смотреть видеоуроки.
Сформулируйте как можно более точно, какие потребности и «боли» ученик закроет вашим продуктом. Например, он научится всегда выглядеть в кадре естественно и красиво, а также создаст за время обучения 10 новых снимков. Эти обещания должны быть реалистичными, интересными и понятными.
Исходя из поставленных целей можно сформировать задачи курса. Для примера, рассмотренного выше это может быть:
- Научить работе с композицией, светом и лицом.
- Дать список простых программ для обработки.
- Провести практические уроки по обработке фото.
Представьте, что ученик находится в точке А, а окончание курса — точка Б. Какие шаги он должен сделать, чтобы пройти путь? Ответив на вопрос, вы сформулируете задачи обучения.
Определение формата
Здесь нужно определить в какой форме вы будете передавать знания и навыки. Например:
Полезные статьи в email-рассылке или на учебной платформе.
- Видеопрезентации.
- Вебинары.
- Тренинги.
- Тесты.
- Диалоговые тренажеры.
- Разбор домашних заданий.
Онлайн-курсы могут быть созданы из контента одного вида или сочетать в себе несколько форматов. В идеале сделать обучение комбинированным. Например, объединить в уроках тесты, статьи и видео. Так вы задействуете людей со всеми типами восприятия информации и сможете проверить, как ученики усваивают материал.
Занятым людям подойдут мини-вебинары и подкасты, которые можно слушать в дороге или перерыве между делами. Большие блоки теории лучше выносить из основного курса в дополнительные статьи с коротким тестом в конце каждого материала. Как видите, дать универсальный совет по форматам не получится — правильнее отталкиваться от привычек ваших потенциальных клиентов.
Тренинг ОТП Банка на платформе МТС Линк Вебинары
Дальше нужно выбрать инструменты для создания контента. Они также должны быть простыми и удобными для ЦА. Скажем, если вы обучаете сотрудников, выбирайте инструменты, доступные с мобильных устройств. Так участники смогут посмотреть вебинар или пройти тест по дороге на работу, не отнимая у себя свободное время дома. Предварительно узнайте, есть ли у вашей аудитории возможность устанавливать определенные приложения.
Консультация с экспертом
Есть два типа экспертов, к которым можно обратиться. Первый — специалисты по выбранной теме. Если вы не знакомы с ней, то лучше привлечь профессионала для написания обучающего контента. Этого же человека можно пригласить на роль спикера мероприятия. Экспертность преподавателя всегда вызывает интерес и повышает доверие к курсу. При этом организатору важно участвовать в создании материалов, чтобы приглашенный специалист не перегрузил обучение теорией.
Второй тип экспертов — методологи. Они помогут выстроить учебную траекторию для больших и сложных образовательных продуктов. Например, для крупных компаний, где нужно настроить и автоматизировать онбординг новичков. Методологи всегда работают в связке с экспертами.
Проектирование
Написание сценария
Создание дистанционных курсов начинается с разработки сценария — подробного описания каждого урока и слайда. Это своего рода техническое задание для специалистов, которые будут оформлять и собирать материалы в единое целое. Хорошо написанный сценарий помогает найти нестыковки и ошибки в контенте до финальных работ.
Сначала нужно определить тип дистанционного курса. Они бывают:
- Информационными.
Такие продукты подходят для ситуации, когда нужно донести только теорию, без формирования навыков. В информационных онлайн-курсах есть текстовые слайды, иллюстрации, короткие видео и тесты для закрепления знаний.
- Мотивационными.
Помогают выработать новое отношение к какому-либо аспекту жизни или работы. Состоят из практических заданий, построенных на основе сторителлинга с вовлекающим персонажем. А также из реальных рабочих кейсов, меняющих убеждения.
- Тренинговыми.
На таких курсах формируют навыки. Они содержат много практических заданий и общения с тренером, небольшие блоки теории.
Урок в курсе на платформе МТС Линк Курсы
От типа обучения зависит формат занятий. На предыдущем этапе мы уже говорили о том, что его нужно выбирать исходя из привычек аудитории и поставленных целей. Теперь добавим немного информации о практических заданиях. Какие форматы существуют и для каких целей подходят:
- Диалоговые тренажеры.
Это кейс в текстовом формате для запоминания скриптов и развития разговорных навыков. Например, в обучении продажам участник получает информацию о вымышленном клиенте и должен правильно провести диалог с ним.
- Работа в группах на интерактивной доске.
Спикер моделирует рабочую ситуацию и выдает задачи, которые нужно выполнять совместно. Такие задания помогают сформировать навыки после изучения теории, закрепить знания и активизировать участников курса.
- Публичный разбор домашних заданий.
Помогает провести работу над ошибками всем ученикам, если у лектора нет времени на проверку каждого задания. Он может выбрать несколько работ с самыми распространенными ошибками или разыграть проверку как бонус между активными участниками. Обычно такое занятие проводится в формате живого вебинара, чтобы слушатели могли задать вопросы в режиме реального времени.
- Разбор кейсов из практики.
Бывает, что у слушателей нет времени на домашние задания. В этом случае углубить знания помогут уроки с изучением реальных ситуаций по теме. На разборе вы проверите внимательность участников и найдете пробелы в знаниях. Например, в случае с фотокурсами можно устроить анализ фотографий. Преподаватель выдает серию снимков, а ученики оценивают их и рассказывают, что можно исправить.
Также разбор кейсов используют в мотивационном обучении. Допустим, компания хочет изменить отношение сотрудников к технике безопасности на производстве. Для этой цели подойдут истории, формирующие осознание опасности.
Тренинг компании «Шисейдо Рус» на платформе МТС Линк Вебинары
Когда элементы курса выбраны, переходим к формированию структуры. Распишите подробно последовательность шагов, которая приведет учащегося к финальной цели. Это будут модули — разделы логически связанной информации. Каждый последующий модуль должен раскрывать новую тему или подтему программы.
Структура разделов выглядит так:
- Название. Отображает содержание слайдов.
- Введение. Знакомит с целью модуля, терминами и действующими персонажами.
- Основная часть. Раскрывает задачи модуля.
- Заключение. Краткое резюме или упражнение для закрепления материала.
Эти разделы могут быть представлены в линейном и нелинейном виде. В первом случае ученик получает информацию последовательно, от урока к уроку. Этот вариант подходит для новичков в заявленной теме.
Во втором случае программа курса может ветвиться в зависимости от знаний и опыта слушателя. В нее включены дополнительные учебники, статьи и упражнения. Контент можно оставлять в свободном доступе в виде гиперссылок или открывать после прохождения определенного уровня.
Готовый сценарий обучения должен выглядеть как черновой набросок с наглядной последовательностью блоков и слайдов, текстами, описанием иллюстраций и упражнений. Следующий этап — непосредственно создание онлайн курса.
Разработка материалов
Используйте акценты в оформлении текстовых слайдов: заголовки, списки, разбивку на абзацы, иллюстрации, схемы, чек-листы. Можно «подсмотреть» в интернете готовые шаблоны и взять их за основу. Давайте участникам больше кейсов, примеров и сторителлинга. Они не помешают даже в информационном курсе. Помните, что чем меньше текста в презентации, тем лучше. Разбивайте контент по принципу «один слайд — одна мысль».
Разговаривайте на языке аудитории — с профессиональными терминами и обращением, принятыми в компании. Используйте короткие и понятные предложения. Графики и иллюстрации в презентации должны по смыслу дополнять текст. Например, когда спикер приводит статистические данные, хорошим дополнением станет слайд с наглядной инфографикой.
Если вы планируете записывать для курса видеолекции, старайтесь укладываться в 20-30 минут. Для более длительных уроков участникам бывает непросто выделить время. Важную роль также играет место для съемки. Это должно быть тихое, хорошо освещенное помещение с нейтральным фоном. Лучше использовать дополнительную гарнитуру с микрофоном и веб-камеру. Тех, что есть на ноутбуках, часто не хватает для качественной передачи видео и звука.
Оформление
Чтобы красиво оформить курс необязательно быть дизайнером. Достаточно освоить несколько правил:
- Выстраивайте композицию по принципу третей или перевернутой пирамиды.
Первый метод заключается в том, чтобы разделить иллюстрацию на три части по вертикали и горизонтали. Все значимые объекты нужно расположить на пересечении линий справа или слева. Такая страница выглядит аккуратнее и приятнее для глаз.
Второй метод используют в отношении текста на странице. В первую строку выносят основную мысль, дальше следуют пояснения, а в конце оставляют дополнительную информацию. Так ученик сразу видит главный посыл, притягивающий внимание.
- Используйте не больше трех простых шрифтов на слайде.
Если хотите подчеркнуть фразу, то используйте только один цвет или эффект. Например, полужирное выделение. Использование сразу двух эффектов зрительно перегружает слайд.
- Выравнивайте текст по левому краю и оставляйте промежуток между абзацами.
Так ученикам привычнее читать и внимание не притупляет сплошная простыня букв.
- Используйте полупрозрачные подложки для текста на слайдах с фото.
Подложка не будет закрывать снимок, а читать станет проще. Или изменяйте прозрачность фона, чтобы фразы были заметнее.
- Используйте в курсе до трех-четырех сочетающихся цветов.
Можно выбрать цвета с помощью онлайн-палитры.
Показ слайдов во время вебинара компании BI Group на платформе МТС Линк Вебинары
Пробный запуск обучения
При организации потенциально успешного обучения не обойтись без пробного запуска. Тест-драйв курса поможет найти неточности и слабые модули до запуска рекламы. Его можно разделить на 4 этапа.
Определение целей
Чтобы организовать анкетирование, нужно сформулировать свои цели. Они могут варьироваться, но вот основные:
- Узнать, чему научились участники курса.
- Найти опечатки, смысловые, орфографические и другие ошибки.
- Найти нерабочие кнопки и другие технические неполадки.
- Оценить юзабилити курса и площадки.
Привлечение фокус-группы
В состав группы тестеров могут войти методологи и/или представители целевой аудитории. Первые оценивают программу, логику и структуру модулей. Вторые — обучающие материалы и удобство прохождения курса. Достаточно 10-15 участников из ЦА и 1-2 методологов.
Формируя группу из целевой аудитории, учитывайте опыт людей в заявленной теме. К примеру, если вы проводите обучение сотрудников основам должности, постарайтесь включить в число тестеров новичков.
Формирование анкеты
Анкету можно создать в Google Таблицах или Excel, а затем загрузить в конструктор для курса. Опрос должен быть максимально подробным и включать в себя семь критериев оценки:
- Общее впечатление от продукта.
Что понравилось и не понравилось, пройдены ли задания до конца.
- Соответствие полученных знаний обещаниям организатора.
Чему научились участники курса и насколько это отвечает изначальным ожиданиям.
- Рекомендации и указания на найденные ошибки.
Что бы хотелось улучшить, добавить, убрать, какие недочеты встретились.
- Актуальность иллюстраций и графиков.
Насколько наглядными, понятными и подходящими по смыслу были визуальные материалы.
- Логичность и удобство модулей.
Насколько последовательно подается информация в курсе и комфортно ли ее изучать.
- Оценка практических заданий.
Работает ли обратная связь в тестах и тренажерах, насколько реалистичны задания для выполнения.
- Полезность курса в целом.
Как участники планируют применять полученные знания в жизни или работе.
Создание теста на платформе МТС Линк Курсы
Доработка по обратной связи
Пилотный проект можно считать удачным, если вы получили конкретные ответы на открытые вопросы, а балл по закрытым вопросам близок к 100%. Допустим, цель курса была научить менеджеров отрабатывать возражения клиента. В анкету нужно включить вопрос «Чему вы научились?». Общие ответы наподобие «узнал о способах отработки возражений» будут говорить о проблемах с контентом.
Если программа курса хорошо организована, формулировки тестеров будут более точными:
- Научился устанавливать контакт с потенциальным клиентом.
- Знаю, как управлять вниманием покупателя.
- Умею находить аргументы на основные типы возражений.
Как получить обратную связь? Запустите короткий опрос среди студентов по окончании видеоурока. Или разошлите письма по e-mail со списком вопросом. Адрес электронной почты каждого зрителя нужен в любом случае. Он пригодится, чтобы делать рассылки в будущем.
Продвижение онлайн-курса
После доработки продукта можно приступать к его рекламированию:
- Начать email-рассылку по своей клиентской базе с приглашениями и прогревающими письмами.
- Запустить контекстную, таргетированную рекламу, ретаргетинг и ремаркетинг.
- Создать группу в социальных сетях и продвигаться с помощью партнерских публикаций.
- Разместить приглашение на курс на страницах своего сайта с высоким трафиком.
Подробнее о продвижении обучающих продуктов мы рассказали в этой статье.
Конструкторы и сервисы для создания онлайн-курсов
Предлагаем 4 популярных российских платформы с различными возможностями.
GetCourse
Помимо конструктора, сервис включает в себя CRM, прием платежей, хранилище для учебных материалов, конструктор автоворонок.
Функционал:
- Поддержка 4 языков.
- Ведение вебинаров и автовебинаров.
- Геймификация, тесты.
- Адаптация к любым устройствам.
- Рассылка писем участникам.
- Статистика и аналитика по курсам.
- Круглосуточная техподдержка.
Чтобы начать работу с GetCourse заполните заявку на пробный доступ.
Платформа МТС Линк Курсы (ранее We.Study)
Платформа входит в экосистему МТС Линк и соблюдает закон о персональных данных 152-ФЗ. Среди пользователей сервиса — вузы, онлайн-школы, тренинговые, промышленные компании и ретейлеры. В конструкторе платформы Курсы есть функционал для создания онлайн курсов с материалами для самостоятельного изучения, вебинарами, автовебинарами и тренингами.
Возможности:
- Загрузка любых файлов.
- Запись уроков и структурированное хранение по темам.
- Тесты, интерактивная доска с инструментами рисования, деление на группы.
- Простой редактор курса с функцией брендирования материалов.
- Автоматическая рассылка напоминаний о занятиях.
- Статистика по участникам.
- Онлайн-обучение с любого устройства, приложения и браузера.
- Прием платежей.
- Техническая поддержка 24/7.
Как создать учебный курс на платформе Курсы:
- Заполните регистрационную форму.
- После получения доступа загрузите материалы.
Настройка курса на платформе МТС Линк Курсы
Eduardo
Условно-бесплатный конструктор для дистанционного обучения на базе проекта «Лекториум». На бесплатном тарифе можно сделать 5 курсов до 200 слушателей на каждом. Подходит для небольших компаний и частных специалистов.
- Доступна загрузка видео, текстов, иллюстраций.
- Работает общая техподдержка.
- Есть структурирование материалов по главам.
- Добавлен функционал тестов и заданий на взаимное оценивание участников.
Чтобы запустить проект на Eduardo, нужно авторизоваться через электронную почту.
iSpring
Простая и мощная платформа для корпоративного обучения. Возможности сервиса:
- Статистика по успеваемости и аналитика по комментариям сотрудников.
- Загрузка любых материалов и адаптация к мобильным устройствам.
- Хранилище для неограниченного количества уроков.
- Рассылка писем, календарь событий.
- Техническая поддержка 24/7.
- Возможность проходить материал онлайн и офлайн.
Как создать обучающий курс на iSpring:
- Заполните заявку на 30-дневный пилотный проект или пробную 14-дневную версию платформы.
- В первом случае доступ к платформе открывается после консультации со специалистом.
- Во втором случае доступ будет получен сразу после регистрации.
Чек-лист: как организовать свои курсы
- Исследуйте рынок, конкурентов и целевую аудиторию, чтобы выбрать перспективное направление.
- Поставьте конкретные цели и задачи обучения, а также сформулируйте реалистичные обещания результатов.
- Проконсультируйтесь с экспертами в выбранной теме и/или экспертами по разработке курсов.
- Выберите формат, отталкиваясь не только от поставленных задач, но и от удобства аудитории.
- Напишите подробный сценарий с описанием каждого модуля, иллюстрации и упражнения.
- Будьте лаконичны говорите на одном языке своей ЦА, при создании контента, используйте простые дизайнерские приёмы в оформлении.
- Выберите простой и надежный конструктор курсов для загрузки материалов и проведите пробный запуск перед тем как создать свой курс.