В статье обсудим, что стоит за понятием телемедицина и как внедрить эту систему в работу клиники.
Телемедицина: что это такое простыми словами
Телемедицина — предоставление медицинских услуг на расстоянии, а также удаленное взаимодействие сотрудников клиники между собой. Врачи работают с пациентами по видеосвязи, в чате и с помощью устройств, отслеживающих состояние больного.
Закон о телемедицине
Телемедицинская система регулируется федеральным законом № 242-ФЗ от 29 июля 2017 года и приказом Минздрава РФ от 30 ноября 2017.
Согласно этим документам дистанционная медицина рассматривается как дополнительный сегмент здравоохранения. Клиники могут предоставлять удаленные услуги для:
- Сбора анамнеза.
- Консилиума врачей.
- Постановки первичного диагноза.
- Корректировки лечения после очного приема.
- Наблюдения за здоровьем пациента.
Основные направления телемедицины
В России разрешены 5 видов удаленной медицины.
Телемедицинские консультации
Телеконсультация — это коммуникация врача и пациента в чате и по видеоконференцсвязи. Во время онлайн-приема можно пересылать снимки и анализы, а также корректировать уже назначенное в очном порядке лечение. Данные пациента врач заносит в амбулаторную карту. Документы заверяются электронной подписью и хранятся в клинике один год.
При необходимости пациент или его законный представитель могут получить выписку или копии документов. Важно помнить, что онлайн-консультация лишь дополнение к обычному приему. Врач не сможет поставить диагноз или назначить лечение — это запрещено законодательством РФ.
Дистанционный биомониторинг
Дистанционное отслеживание состояния здоровья пациента с помощью медицинских датчиков. Назначается только после очного приема и при нахождении больного под постоянным врачебным контролем. Например, в условиях стационара.
Изделие передает контролирующим медикам автоматические сообщения о здоровье больного. В случае потенциальной опасности датчики выдают специальный сигнал. Если отклонения критические, лечащий врач обязан экстренно отреагировать.
Экстренные и плановые консультации для врачей
Телемедицинские технологии — это не только взаимодействие с пациентами, но и консилиумы с коллегами. В некоторых ситуациях видеосвязь становится практически единственным доступным способом помочь больному. Например, когда в населенном пункте нет врача нужной специализации, а транспортировка человека затруднена из-за нехватки времени.
Медики, ведущие пациента, могут собрать удаленный консилиум, по результатам которого будут подписаны медицинское заключение и протокол. Таким образом проводятся экстренные, неотложные и плановые консилиумы.
Повышение квалификации врачей
Это направление не входит в закон о телемедицине, но также способствует цифровизации медицинской сферы. С помощью видеосвязи проводят практическое и теоретическое обучение врачей.
Системы ВКС дают возможность пройти наставничество у экспертов любого уровня, где бы они не находились. Обычно для этого необходим только смартфон или ноутбук — специалисту не придется тратить время и средства на дорогу, чтобы повысить квалификацию.
Трансляция хирургических операций
Такие трансляции позволяют наглядно обучать молодых специалистов или контролировать их действия на расстоянии. Участники конференции получают возможность увидеть сложные ситуационные моменты и детально разобрать их сразу после эфира.
Видеокамеры фиксируют общий план операционной и непосредственно рабочую область. Также оборудование может передавать состояние пациента: давление, частоту пульса и другие параметры.
Кому подойдет использование телемедицины
Кто потенциально заинтересован в направлении:
- Жители населенных пунктов с плохо развитой медицинской инфраструктурой и нехваткой врачей.
- Жители Москвы, Петербурга и других крупных городов с нехваткой времени на посещение клиники.
- Люди из группы риска с пониженным иммунитетом — дистанционная медицина бережет их от вирусных заболеваний.
- Клиники, желающие увеличить прибыль и расширить географию присутствия.
Телемедицина в условиях эпидемии
Телемедицинские консультации — это практически единственный способ получить помощь врача в режиме реального времени условиях самоизоляции и повышенной нагрузки на здравоохранение. Так, во время пандемии в 2020 году, государственные клиники проконсультировали тысячи людей по вопросам ОРВИ и ковида.
После очного приема или визита на дом, пациенты взаимодействовали с медиками онлайн: сообщали о самочувствии, консультировались в случае возникновения сопутствующих симптомов, получали выписки и больничные.
Кроме того, в условиях пандемии телемедицина помогает удаленно мониторить состояние зараженных пациентов в самой больнице и снизить количество контактов персонала между собой.