Как компании строят работу по Agile: опыт тех, кто перешел от теории к практике

Компании уже несколько лет активно внедряют гибкую методологию Agile в свои бизнес-процессы. Однако не всем удается выстроить такую работу — подход часто успешен только в теории. Мы спросили у продакт-менеджеров и CEO IT-компаний, как они работают по Agile и как смогли адаптировать американскую методологию под российские реалии. 

Как работает методология Agile

Agile — это подход к реализации проекта, в котором работа команды разбита на этапы (спринты) и есть возможность быстро реагировать на изменения. Никаких долгих планов и редких релизов. Даже с английского языка agile переводится как «гибкий, быстрый», что сразу говорит о его специфике.  Agile — это постоянная работа над продуктом и общение с заказчиком. 

Манифест Agile появился в 2001 году, когда 17 разработчиков программного обеспечения собрались на курорте в штате Юта (США). Они хотели найти альтернативу традиционным методам разработки программного обеспечения. Поэтому создали документ, в котором изложили основные ценности и принципы гибкой разработки — Agile. Именно этот манифест и закрепил отличие нового подхода ото всех остальных.

Люди и коммуникация важнее инструментов

Команды проводят регулярные встречи по проекту. На них каждый участник озвучивает, что он сделал, какие есть проблемы и дальнейший план действий.

Продукт важнее документации

Преимущество Agile в том, что в ней нет долгого планирования, большого количества документов и согласований. Поэтому продукт создают поэтапно. Сначала — рабочую версию с основными функциями. Далее проект улучшают в следующих итерациях.

Сотрудничество с заказчиком важнее согласований условий контракта

Команда постоянно на связи с клиентом: если он просит внести изменения, исполнители это делают.

Гибкость важнее первоначального плана

В жесткого планирования в Agile нет. Задачи ставят только в рамках коротких спринтов, которые длятся в среднем 2-4 недели. В процессе могут меняться приоритеты и цели.

Гибкие подходы на основе Agile

Однако основные принципы Agile  нужно было адаптировать под специфику конкретных проектов. Поэтому со временем появились отдельные подходы на основе Agile, которые базировались на конкретных инструментах и процессах.

Как компании строят работу по Agile: опыт тех, кто перешел от теории к практике | Фото Room day 2

С каждым годом таких подходов становится всё больше. Кроме того, в некоторых случаях используют гибридные модели. Мы рассмотрим наиболее популярные методики.

Scrum

В этой методике выделяют три ключевые роли при работе над проектом: 

  • Product Owner — заказчик;
  • Scrum Master — менеджер, который контролирует соблюдение Scrum-правил и выполнение задач;
  • команда разработки — сотрудники, которые реализуют задачи.

Работа делится на короткие циклы (спринты) продолжительностью от одной до четырех недель. Команда планирует задачи на спринт, выполняет их, а потом анализирует результаты и решает, что нужно улучшить в следующей итерации. 

Kanban

Этот подход предполагает управление постоянным потоком задач. Всю работу визуализируют на Kanban-доске, чтобы процесс был прозрачен для всех участников. Задачи проходят несколько стадий, например «Бэклог», «В работе», «Готово». Как только исполнитель закончил работу над одной из них, он переходит к следующей по приоритету.

Extreme Programming

Основной принцип работы — часто выпускать небольшие изменения. Например, команда может обновлять версию продукта каждую неделю вместо крупного релиза раз в полгода. В такой методологии практикуют парное программирование — одновременно над кодом работают два исполнителя, а также проводится постоянное тестирование кода. Поскольку у этого подхода короткие итерации, заказчик должен быть всегда на связи, чтобы команда разработки могла уточнить конкретные детали.

Подготовительная работа

Чтобы выстроить управление проектами по Agile в компании, нужны инструменты, которые помогают сделать разработку продукта прозрачной. Команда должна не только иметь возможность следить за ходом работ, но и легко планировать итерации, генерировать идеи и взаимодействовать с заказчиком.

На примере сервиса МТС Линк Доски рассмотрим, каким требованиям должны отвечать такие инструменты для внедрения Agile в компанию.

Планирование задач

Помогает визуализировать ход проекта для каждого участника. Заказчик и проджект-менеджер видят статус работ, отслеживают прогресс.

В МТС Линк Досках вы можете через карточки или стикеры планировать задачи на спринт, ставить сроки реализации новых фич. Есть возможность присваивать статус, добавлять исполнителей и комментарии.

Как компании строят работу по Agile: опыт тех, кто перешел от теории к практике | Фото unnamed 7 2

Площадка для мозгового штурма

Иногда проджект-менеджеру нужна помощь команды и заказчика. Совместно генерировать идеи можно через  интеллект-карты. Они помогают собирать предложения по методу мозгового штурма и выбирать лучшие из них.

В МТС Линк Досках для этого есть несколько шаблонов, которые помогают организовать мозговой штурм. Например, для этих целей подойдет «Воронка идей». Открываете доску для участников, запускаете таймер и начинаете собирать предложения. Кроме того, вы можете создать собственный шаблон для генерации идей внутри команды — настройте его так, как вам удобно.

Как компании строят работу по Agile: опыт тех, кто перешел от теории к практике | Фото unnamed 8

Дорожная карта

Помогает отслеживать статус проекта, планировать и корректировать работу над ним. В дорожной карте собраны дедлайны и этапы разработки.

В МТС Линк Досках есть отдельный шаблон для роадмапа. Вам остается только скорректировать даты и прописать название этапов. Так можно увидеть общую картину по проекту.

Как компании строят работу по Agile: опыт тех, кто перешел от теории к практике | Фото unnamed 1 2

Но планирование — это не всё. Не менее важный аспект Agile-команды — это правильная и своевременная коммуникация. Для созвонов можно использовать МТС Линк Встречи, а для корпоративной переписки — МТС Линк Чаты.

Адаптируем модель Agile к реальности

Agile-команды часто адаптируют классическую методологию под себя. У каждой компании и проекта своя специфика работы. Если делать всё «четко по формуле», то не факт, что получится достичь целей на практике. Вот несколько советов, как работать по Agile над реальными проектами.

Не отказывайтесь полностью от документации

Даже в Agile важно фиксировать все договоренности. 

Например, на спринте заказчик проговаривает, какие функции нужно добавить в продукт. Если это не зафиксировать, то клиент может забыть о новом требовании или будет утверждать, что команда выполнила не все корректировки. Документы помогают соблюдать договоренности.
Автор - Наталья Бирюкова
Наталья Бирюкова
Проектный менеджер

Не обязательно вести бесконечные протоколы и подписывать дополнительные соглашения. Есть выход проще — это онлайн-инструменты. 

Как компании строят работу по Agile: опыт тех, кто перешел от теории к практике | Фото unnamed 2 3
В МТС Линк Досках можно выбрать шаблон «Встречи» и с его помощью быстро зафиксировать все договоренности с заказчиком

Выберите инструменты для работы, которые подходят именно под ваши задачи

В идеале всё взаимодействие должно быть в одном месте. Чем больше сервисов использует команда, тем сложнее проходит коммуникация. Если же информация собрана в одном пространстве, легче увидеть полную картину.

Почти два года назад мы полностью перенесли работу с проектами в свою систему. Так мы упростили управление и стали лучше понимать, как усовершенствовать продукт. Все обновления мы делаем не только для клиентов, но и для себя.
Автор - Михаил Устинов
Михаил Устинов
Гендиректор ИТ-компании TeamStorm

Постоянно взаимодействуйте с заказчиком

Иногда недостаточно провести одну встречу, собрать «хотелки» и вернуться к клиенту только через месяц. Чем вовлеченнее заказчик, тем лучше идет работа над проектом. Так вы избежите ситуации, когда из-за недопонимания придется всё переделывать. Проектные менеджеры отмечают, что в ходе проекта очень важно открытое общение между двумя сторонами — заказчик должен быть вовлечен в каждый этап разработки.

Не предоставляйте доступ клиентам ко всем инструментам компании

В работе над проектом не бывает всё идеально. Смещение дедлайнов, баги, переписка с разработчиками — всё это остается в системе. Так на Kanban-доске, где взаимодействуют разработчики и руководители, может быть внутренняя информация.

Если клиент увидит всю подноготную, то это только приведет к ненужному негативу. Кроме того, клиенту напрямую лучше не общаться с разработчиками. За коммуникацию отвечает проектный менеджер — так можно избежать конфликтов и невыполнимых обещаний со стороны других подразделений.
Автор - Степан Черкасов
Степан Черкасов
Проектный менеджер

Как работают по Agile реальные компании: подходы и принципы

На практике внедрение Agile в компаниях может выглядеть не так, как в теории. Сравним реальный опыт других компаний и посмотрим, как всё это выглядит на практике.

«В Agile важно, чтобы заказчик участвовал на каждом этапе разработки»

Наталья Бирюкова — проектный менеджер с опытом 14 лет. За это время она успела поработать в таких крупных компаниях, как ОАО «Красцветмет» и АО «Новосибирскэнергосбыт». В обеих организациях элементы Agile используются уже более 5 лет. С его помощью Наталья реализовывала проекты в области металлургии и ИТ.

Наталья рассказала, что в обеих компаниях работа по проектам строилась одинаково. Заказчики  были внутренние. Сначала они приходили с инициативой в проектный офис. Далее проводилось предпроектное исследование — так определяли проблематику, эффект, команду и т. д. 

Работа над самим проектом начиналась, когда согласовали бюджет и цели. Руководитель ставил задачи перед командой, а затем проводил регулярные встречи по статусу проекта. Так получалось оценить результаты и оперативно вносить изменения.

Главное — это постоянное общение с заказчиком. Мы демонстрируем последнюю версию продукта, собираем обратную связь и вносим корректировки. Важно, чтобы все участники понимали, как работает Agile, — это помогает избежать недопонимания.
Автор - Наталья Бирюкова
Наталья Бирюкова
Проектный менеджер

«Agile помогает сделать из простого продукта многофункциональную систему»

Степан Черкасов работает проджект-менеджером последние два года в ИТ-компании ООО «ТехСОФТ». У команды уже есть готовый продукт — это программное обеспечение для страховых компаний в медицине. Однако для каждого клиента ПО дорабатывают по запросам — здесь как раз используют Agile-подход. Это помогло со временем сделать из простого продукта систему, в которой есть практически всё для работы страховых компаний.

В основном Степан работает с крупными компаниями, которые также являются приверженцами Agile. Чаще всего они сами выбирают площадки и способы общения с проектным отделом.

Запросы от клиентов собирают в течение недели. Задача проектного менеджера — держать заказчиков в курсе о статусе задачи.

Например, с одним заказчиком мы проводим по два созвона в неделю, а в остальные три дня общаемся по электронной почте. Вся информация хранится в Google Sheets: описание задач, сроки, приоритет и статус. А вот с другим клиентом мы работаем в Asana. Здесь всё взаимодействие строится как с обычной канбан-доской. Здесь нам хватает одного созвона в неделю, чтобы уточнить какие-то моменты по доработке.
Автор - Степан Черкасов
Степан Черкасов
Проектный менеджер

Еженедельно руководители проводят встречи, чтобы запланировать следующий спринт. Команда проговаривает задачи по каждому клиенту, задает вопросы разработке, уточняет дедлайны, расставляет приоритеты и т. д.

Все задачи хранят во внутренней системе в виде канбан-карточек — в ООО «ТехСОФТ» они называются тикетами. В них фиксируются задачи, дедлайны, ответственные и статусы. Доступ к тикетам есть только у сотрудников — клиенты их посмотреть не могут.

«В центре Agile — гибкость, прозрачность процессов и отсутствие жесткой иерархии»

Михаил Устинов — генеральный директор ИТ-компании TeamStorm. Продукт — платформа для управления бизнес-процессами. Команда TeamStorm не только продает готовое ПО, но и помогает настроить его под конкретные запросы компаний.

Маркетинг, продажи, разработка — все команды придерживаются принципов Agile. В центре — гибкость, прозрачность процессов и проактивность сотрудников. Никакой жесткой иерархии у компании нет. При этом каждая команда выбирает методику, по которой ей удобно работать.

Разработка у нас, например, работает по методике Scrum: есть двухнедельные спринты, регулярные демо и т. д. Выглядит это так. У нас есть бэклог, который делится на годовые и квартальные задачи. Из последнего формируют скоуп релиза — список функций, которые должны быть выпущены в ближайшей версии продукта. Обычно в квартал у нас попадает два таких релиза — задачи по ним мы обсуждаем на спринтах. Другие команды могут не использовать именно этот подход, но при этом всё равно используют инструменты Agile: дашборды, канбан-доски и другие.
Автор - Михаил Устинов
Михаил Устинов
Гендиректор ИТ-компании TeamStorm

Оцените, насколько полноценно вы работаете по Agile

Теперь, когда вы познакомились с опытом других компаний, подведем итог. Работа по Применение Agile и работа по этой методике может быть выстроена по-разному, но принципы у методологии всегда одинаковые. 

Мы составили чек-лист для того, чтобы вы могли проверить, насколько в вашей компании работа выстроена по Agile.

🔲 Вы создаете проект поэтапно: сначала базовую версию, а затем вносите в нее корректировки.

🔲 Вы постоянно общаетесь с командой, получаете от нее обратную связь.

🔲 У вас есть инструменты, которые позволяют быстро получать обратную связь: корпоративный чат, сервис для видеосвязи.

🔲 Вы проводите встречи с командой по статусу проекта и задачам раз в неделю или хотя бы раз в месяц.

🔲 Заказчик вовлечен в каждый этап разработки и активно участвует во встречах.

🔲 У вас есть возможность гибко внести изменения в проект, даже если первоначальный план был другим.

🔲 Вы используете Agile-инструменты для совместной работы над проектом: дорожные карты, канбан-доски и т. д.

🔲 Используете минимум документации при работе над проектом.

Чтобы оценить, насколько успешно у вас реализован подход Agile, недостаточно одного мнения. Советуем дать этот чек-лист каждому участнику команды. Остается только собрать информацию и проанализировать, в каком направлении следует еще поработать.