Более 80% компаний проводят обучение своих сотрудников — это способствует росту бизнеса и помогает увеличить конкурентоспособность компании. Обычно обучением занимаются руководители и тимлиды — они вынуждены выделять время, откладывать важные задачи, чтобы поделиться опытом. Снизить нагрузку на руководство можно с помощью формата peer-to-peer, то есть взаимного обучения.
Как P2P помогает сотрудникам самостоятельно повышать квалификацию, развивать коммуникационные навыки и создавать в команде благоприятную среду для взаимного роста, объяснила бизнес-тренер, коуч Наталия Талисман.
Чем peer-to-peer отличается от других моделей обучения
По мнению исследователей, формат peer-to-peer (с англ. «равный к равному») можно назвать одним из самых эффективных инструментов в сфере онлайн-образования. В рамках обучения P2P более опытный специалист передаёт знания менее опытному, при этом участники имеют равный статус (например, коллеги или однокурсники). По словам Наталии Талисман, по сути формат P2P — это передача ремесленных навыков или компетенций. В качестве основы такого обучения выступает взаимный рост. Формат peer-to-peer стал популярным благодаря способности увеличивать активность учеников, быстро повышать профессионализм и развивать навыки коммуникации.
В отличие от традиционных моделей обучения, где знания передаются вертикально — сверху вниз (к примеру, преподаватель — студент), — в модели peer-to-peer обучение проходит горизонтально — между участниками, находящимися на одной ступени. Никто никому не подчиняется, поэтому в P2P-обучении, как правило, нет строгих требований и наказаний. Peer-to-peer позволяет ученикам делиться знаниями и навыками, вместе решать проблемы и совершенствовать профессиональные компетенции.
P2P-обучение иногда путают с групповым или совместным обучением. Но это не совсем корректно, так как в этом случае участники делятся на группы, вместе ищут решения, высказывают и обсуждают идеи, то есть обучаются одновременно. А в модели peer-to-peer один участник обучает другого, объясняя возможные решения вопроса. Совместное обучение больше подходит именно для работы в группе, коллективных обсуждений в команде, например, когда необходимо обсудить запуск масштабного проекта. А P2P будет полезен в случае, если необходимо обучить определённому навыку — например, опытный сотрудник помогает новичку освоить новое оборудование.
Форматы обучения peer-to-peer
Строгой классификации форматов peer-to-peer нет. По мнению некоторых экспертов, к P2P-обучению можно отнести любой образовательный процесс между равными по профессиональному уровню участниками. Например, даже помощь студента своему одногруппнику в выполнении курсовой или объяснении материала лекции тоже один из самых простых видов обучения peer-to-peer. Если говорить о самых популярных видах P2P-обучения, можно выделить 5 основных.
Формат
Описание
Наставничество
Это самый популярный формат, при котором более опытный специалист обучает менее опытного. Например, сотрудник с большим опытом передаёт знания менее квалифицированному коллеге о работе с клиентской базой компании
Обратная связь
Коллеги делятся результатами своей работы и дают обратную связь друг другу по какому-то процессу внутри команды. Такой формат позволяет узнать мнения и методы работы, проанализировать их решения, прокачать навыки деловой коммуникации
Дискуссии
В формате дискуссий обучающиеся могут обсудить полученную информацию, поделиться мнениями, уточнить то, что было непонятно, подчеркнуть важное. Например, коллеги могут обсудить прошедший вебинар и поделиться своими инсайтами друг с другом
Совместные проекты
Обычно этот формат напоминает мозговые штурмы: обучающиеся обмениваются идеями, через обучение решают какую-либо задачу или проблему в команде. Примером может быть Р2Р-обучение в проектной команде, где коллеги учатся вместе работать над прототипами
Баддинг
Ещё один популярный сегодня формат, используемый во многих компаниях. Баддинг (от англ. buddy — приятель) похож на наставничество: бадди — старший товарищ, который помогает новичку быстрее освоиться, обучиться и познакомиться с работой. Им обычно выступает опытный сотрудник, он, скорее, не учит, а подсказывает и направляет. Бадди может поддержать, поделиться информацией, кейсами и личными успехами
Преимущества P2P-обучения для бизнеса
Модель взаимного обучения «от равного к равному» может быть эффективнее традиционных форматов, поскольку создаёт более комфортную атмосферу, помогает увеличить мотивацию и улучшить коммуникацию в команде. Среди преимуществ P2P можно выделить 6 аспектов.
Экономия ресурсов компании
Поскольку обучение осуществляется внутри коллектива, оно требует меньше финансовых вложений, позволяет экономить время на организации тренингов и семинаров извне.
Создание базы знаний
С помощью кейсов, которыми делятся сотрудники, возможно выстроить корпоративную базу знаний. Со временем в ней будет собрана вся необходимая информация, которая поможет в онбординге новых сотрудников или повышении компетенций уже работающих специалистов. Базу знаний можно регулярно пополнять результатами Р2Р-обучения.
Прокачивание soft skills
Р2Р помогает развить критическое мышление, социальные и эмоциональные навыки сотрудников, учит общаться эффективно, сотрудничать, управлять конфликтами и находить компромиссы.
Развитие корпоративной культуры
При регулярном проведении курсов peer-to-peer повышается сплочённость команды, работникам становятся понятны цели и ценности организации, растёт уровень доверия и взаимопонимания среди коллег.
Универсальность и широкие возможности
Метод peer-to-peer гибкий, его можно применять в разных сферах и форматах обучения: в вузах, школах и, конечно, корпоративном обучении. В рамках модели Р2Р удобно обучать как руководителей, так и сотрудников, при этом тема может быть любой — от простых правил безопасности труда до навыков работы с новейшими ИИ-инструментами.
Повышение вовлечённости сотрудников
Участники легко вовлекаются в образовательный процесс, так как он происходит на равных условиях, а успехи коллег вдохновляют развиваться дальше.
«Сегодня мы часто слышим, что компаниям не хватает персонала. На самом деле у персонала не хватает компетенций, необходимых рынку. И модель peer-to-peer как способ передачи навыков и знаний от человека к человеку может закрыть этот серьёзный пробел на рынке труда. Но пока взаимное или сетевое обучение воспринимается как относительно новая методика, станет ли она системой — покажет время», — считает Наталия Талисман.
Когда принцип peer-to-peer может быть неэффективен
Несмотря на многочисленные плюсы, у метода peer-to-peer есть и некоторые ограничения. Например, взаимное обучение, как и любое другое, будет неэффективно без чёткой структуры. Отсутствие подробного плана может привести к хаосу и плохому усвоению знаний.
Также многое, если не всё, зависит от квалификации участников: если их опыт и компетенции ограничены, эффективность обучения страдает. Наличие сильных лидеров, инициативных и мотивированных сотрудников — главное условие успешного обучения в формате peer-to-peer.
При этом результаты работы даже самого компетентного наставника необходимо контролировать. Важно проверять его заинтересованность и вовлечённость: как он обучает, не делает ли это формально. Обычно для этого дополнительно назначают модератора или фасилитатора обучения. Без него будет трудно оценить реальный прогресс каждого участника и качество полученных знаний. Также отсутствие контроля может привести к частым увольнениям или появлению сотрудников с недостаточной квалификацией.
«Важную роль играет психологическая совместимость участников, взаимное доверие и личное желание человека передать опыт. Также для повышения эффективности P2P-обучения в компании необходимо стараться выстроить систему самоорганизации, чтобы команда сама определяла, какой специалист ей нужен, что поможет ввести в работу нового сотрудника. Важно познакомить персонал с системой взаимного обучения и передачи знаний, в целом позиционировать себя как компанию-университет, внедрять модель образования Р2Р в ежедневную коммуникацию и рабочие процессы», — поделилась Наталия Талисман.
Взаимопомощь студентов в выполнении заданий — процесс понятный. В корпоративном обучении формата peer-to-peer дела обстоят иначе. Многие взрослые, давно окончившие университет, уже забыли, как это — учиться. Как замотивировать их на новые знания и совместное развитие? Чтобы внедрить в корпоративное обучение модель peer-to-peer, можно придерживаться алгоритма из 5 шагов.
1. Определить цель и формат обучения
Чётко сформулируйте, зачем вам нужно внедрение модели peer-to-peer. Например, вы хотите повысить профессионализм персонала, быстро адаптировать новичков, развить лидерские качества или создать базу знаний компании.
2. Выбрать необходимые инструменты
Используйте удобные инструменты: для проведения удалённого обучения можно воспользоваться специальной платформой. Например, в сервисе для создания онлайн-курсов МТС Линк Курсы удобно организовать образовательный процесс, проверять, как сотрудники усвоили материалы, и отслеживать прогресс.
Также обучение в формате Р2Р можно проводить в виде удалённых встреч на платформе МТС Линк. Создать видеовстречу легко в несколько кликов. При необходимости работы в мини-группах распределяйте онлайн-участников по виртуальным комнатам, чтобы они обсуждали одно и то же задание.
Разделение на группы во время онлайн-мероприятия на платформе МТС Линк
Результаты совместной работы фиксируйте в общем пространстве, например, на онлайн-доске.
3. Выбрать обучающихся и объяснить им выгоду
Привлекайте активных и компетентных сотрудников, готовых поделиться своим опытом и знаниями с коллегами. Чтобы их замотивировать, постарайтесь объяснить выгоду — например, последующее увеличение зарплаты, повышение в должности или участие в новом интересном проекте.
4. Назначить модератора
Модератор не преподаватель — он организатор процесса, который может предлагать темы, влиять на состав обучающихся, отслеживать эффективность обучения. Модератор помогает избегать конфликтных ситуаций, подсказывает идеи. Это важно, чтобы процесс обучения не превратился в хаос и у каждого участника были чёткие инструкции.
Когда всё готово, можно провести тестовую встречу и оценить такие параметры, как степень вовлечённости, заинтересованность в теме, компетенции участников. При необходимости возможно скорректировать обучение.
Не забудьте проводить регулярную оценку, убедитесь, что обучение соответствует задачам и целям, которые вы изначально ставили. Узнайте, нравится ли оно участникам, приносит ли пользу в целом. Для этого можно применять количественные и качественные метрики: количество участников, число просмотров материала, различные показатели удовлетворённости образовательной программой. Измерить их можно с помощью анкет и опросов, например в сервисе для проведения тестов МТС Линк Формы.
Если грамотно подойти к организации обучения peer-to-peer, учитывая сферу, специфику компании, желания и возможности персонала, оно может значительно улучшить профессиональные компетентности сотрудников и общие показатели компании.