11 советов, как избежать ошибок при составлении тестов

Онлайн-тесты помогают решить разные задачи, например, обучить студентов, проверить знания у сотрудников, повысить узнаваемость продукта или привлечь новую аудиторию. А чем проще конструктор по созданию теста, тем удобнее в нём работать. Например, в сервисе МТС Линк Формы можно за несколько кликов создать тест, опрос или квиз. 

Кроме онлайн-конструктора, большое внимание нужно уделить составлению вопросов. Иначе вместо интереса и пользы тест вызовет раздражение у пользователей. Ведущая авторских тренингов про эффективное обучение Елена Тихомирова помогла разобрать наиболее распространённые ошибки, которые встречаются при составлении тестов.

Елена Тихомирова — CEO eLearning Center, автор канала «Живое обучение», автор книги «Обучение со смыслом», ведущая авторских тренингов про эффективное обучение

1. Неправильно подобранные дистракторы

Автор книги «Обучение со смыслом» Елена Тихомирова объяснила, что любой тест состоит из 3 компонентов:

  • стимул (вопрос, который задают участнику)
  • ключ (правильный ответ)
  • дистрактор (неправильные ответы).

Задача дистракторов — отвлечь пользователя и заставить его задуматься. Эти ответы очень похожи на правильные, в них приводятся наиболее распространённые схемы решения поставленного вопроса. И когда речь идёт о тестах на применение знаний, то, как правило, все варианты ответов похожи друг на друга (но только один вариант — правильный). Слушатель должен действительно вдуматься в смысл вопроса, проанализировать каждый ответ и в итоге сделать выбор. Если составитель теста видит, что участник выбрал неправильный ответ, значит, нужно ещё раз проработать эту тему и разобрать ошибки.

По мнению эксперта, составители тестов не всегда уделяют должное внимание дистракторам. В тесте обозначают правильный ответ, а остальные варианты ставят буквально наобум. Например, в тесте по обучению методологии SMART участникам предложили вопрос: «Что такое SMART?». На выбор дали 4 варианта ответов:

  • методология постановки целей
  • модель газонокосилки
  • название космического корабля
  • название асаны в йоге.

Участники даже не задумаются над ответом. Соответственно, такой тест не сможет реально показать, насколько обучающиеся усвоили тему и какие у них остались пробелы в знаниях.

Как избежать ошибки

Нужно тщательно продумывать дистракторы — неправильные ответы. Они почти полностью похожи на правильный ответ, но в них есть детали, которые отличают от верного варианта. 

2. Несоответствие теста поставленной цели обучения

По словам Елены Тихомировой, это одна из самых часто встречающихся ошибок при составлении тестов. Эксперт приводит пример: во время обучающего методике SMART (постановке целей) курса организаторы предложили участникам пройти тест. Большинство вопросов направлены на проверку теоретических знаний: что такое SMART? как расшифровывается буква S в аббревиатуре SMART? Но цель курса не в том, чтобы участники выучили теорию, а в том, чтобы они научились применять методологию SMART в работе или при личном планировании. Даже если все пользователи отлично сдадут тест, это будет означать одно: они хорошо выучили теоретические вопросы. Но с конечной целью курса это не имеет ничего общего.

По мнению эксперта, в тесте нужно использовать совершенно другие вопросы. Например:

  • «Какая из перечисленных целей соответствует методологии SMART?» 
  • «Какая из целей соответствует той или иной ситуации?» 

То есть тест должен не только проверять понимание базовых принципов, но и тренировать их применение. В итоге организаторы оценивают, насколько участник научился применять полученные знания в типовых и нетиповых ситуациях.

Как избежать ошибки

Чтобы не допускать эту ошибку, при составлении теста эксперт рекомендует применять матрицу соответствия контента и тестовых вопросов, а также использовать таксономию Блума (систему для проверки глубины знаний). К примеру, если вопрос направлен на проверку навыка запоминания, то этот же вопрос уже не подойдёт для проверки навыка применения.

11 советов, как избежать ошибок при составлении тестов | Фото 14.07.25 схема 1

Вопросы соотносятся с определённой категорией сложности и идут от наиболее простых к самым сложным

3. Все вопросы одинакового уровня сложности

Елена Тихомирова уверена: чтобы тест правильно работал, в нём должны быть собраны вопросы трёх уровней сложности:

  • простые (на знание и запоминание)
  • средние (на применение)
  • сложные (на анализ и оценку).

При составлении теста нужно пользоваться матрицей контента и планом тестирования (когда будет проводиться тест, сколько в нём будет вопросов и каких). Важно учитывать, что вопросы разного уровня сложности и оцениваться должны по-разному (за простые вопросы меньше баллов, за сложные — больше).

Как избежать ошибки

Эксперт советует заранее составлять таблицу — план тестирования — и с его помощью подбирать вопросы разной степени сложности.

4. Неоднозначная формулировка вопросов

Елена Тихомирова уверена: если вопрос сформулирован неоднозначно, то участник просто не поймёт, что от него требуется. К примеру, в некой теории для мотивации сотрудников могут быть указаны конкретные действия для руководителя: что он должен делать, чтобы замотивировать подчинённых. Составитель теста использовал вопрос: «Что является наиболее важным для руководителя?». Это и есть неоднозначно сформулированный вопрос. В нём не указан критерий, по которому участник должен оценить степень важности (для кого, где, почему). Вот как звучит правильно сформулированный вопрос: «Что из перечисленного, согласно теории, является наиболее важным для мотивации сотрудника?»

Эксперт приводит ещё один пример неудачного вопроса: «Назовите самые важные элементы в управлении». Здесь тоже не указано, для кого и почему эти элементы важные. 

Как избежать ошибки

Елена Тихомирова рекомендует формулировать вопросы так, чтобы у участника не возникало непонимания смысла. То есть пользователю должно быть сразу понятно, что именно у него спрашивают. 

11 советов, как избежать ошибок при составлении тестов | Фото  Интерфейс

Пример теста в МТС Линк Формах

5. Слишком сложная формулировка вопроса

По словам эксперта, слишком сложная формулировка предполагает обилие деталей, которые могут вообще не иметь значения для данного вопроса. Пока человек вчитывается и пытается разобраться, что составитель теста имел в виду, теряется нить рассуждения. Когнитивная нагрузка увеличивается, но она направлена не на то, чтобы подумать над ответом, а на то, чтобы просто понять вопрос.

Как избежать ошибки

Елена Тихомирова рекомендует при составлении тестовых вопросов убирать лишние слова. Вопрос должен быть понятен с первого раза. Важно, чтобы он легко считывался. Когнитивная нагрузка должна увеличиваться в момент размышления над ответом, а не на этапе распознавания смысла.

6. Ответ зависит от субъективной оценки (нравится / не нравится)

Елена Тихомирова уверена: в тестах вообще не должно быть таких вопросов. Задача теста — проверить, насколько пользователь овладел темой. Если нужно узнать субъективное мнение, то лучше всего разослать анкету или провести опрос. У таких опросников другая задача — узнать мнение или собрать впечатления по той или иной теме.

Как избежать ошибки

Если нужно узнать субъективное мнение, то лучше всего провести так называемое условное тестирование, считает Елена Тихомирова. Оптимальное время — середина учебного процесса. Но такие тесты проводятся не на оценку, и они не должны восприниматься как проверка знаний.

7. Вопрос предполагает несколько правильных ответов

По словам Елены Тихомировой, в стандартной методологии тестирования подобных вопросов быть не должно. Исключение — тесты, предполагающие упорядочивание. То есть все имеющиеся ответы нужно разместить в определённой последовательности.

Эксперт отмечает, что в тестировании также есть такое понятие, как multiple choice question — вопрос с несколькими вариантами ответов. Multiple choice question подходит, но только в тех случаях, когда речь идёт об учебном, а не о контрольном тесте.

Как избежать ошибки

При составлении оценочного теста важно составлять вопросы и ответы так, чтобы только один из приведённых вариантов был правильным. И снова на первое место выходит правильное составление дистракторов.

8. Среди вариантов ответов есть формулировка «не знаю»

По мнению Елены Тихомировой, когда речь идёт об оценочном тесте, то варианта ответа «Не знаю» быть не должно. Вариант ответа «Не знаю» может встречаться в претесте — предварительном тесте. Организатор обучения сразу видит, какие пробелы есть в знаниях слушателя и какие вопросы остались неосвоенными. Для самого обучающегося это тоже полезно: он понимает, какие именно темы ему следует подтянуть. В идеале он должен прийти к преподавателю с этим запросом и попросить ещё раз объяснить тему (или самостоятельно её изучить). 

Как избежать ошибки

В оценочных тестах нужно использовать вопросы с четырьмя вариантами ответов и грамотно составленными дистракторами. Вариант ответа «Не знаю» допустим только в промежуточных тестах или претестах.

9. Ловушки в ответах

По словам эксперта, в некоторых тестах могут встречаться ответы-ловушки. К примеру, варианты «Всё перечисленное верно» или «Всё перечисленное неверно» наводят пользователя на мысль, что именно эти ответы правильные. То есть ловушка или наводит человека на правильный ответ, или, наоборот, «загоняет» к неправильному.

Как избежать ошибки

Нужно постараться не использовать перечисленные варианты ответов.

10. У теста все ответы только «Да» и «Нет»

Эксперт считает, что такие ответы в тесте вполне допустимы. Главное, чтобы вопрос был сформулирован правильно, заставлял задуматься над ответом (это может быть кейс или история). 

Как избежать ошибки

Обязательно должен быть соблюдён баланс: либо небольшой вопрос и несколько развёрнутых вариантов ответов (ключ и дистракторы), либо развёрнутый вопрос с деталями и краткие ответы «Да» и «Нет».

11. Отсутствие плана тестирования

По словам Елены Тихомировой, тесты часто составляют уже в конце обучения по пройденному материалу, и это большая ошибка разработки тестов. Такие тесты просто проверяют, прочитал пользователь материал или нет. Хороший тест направлен на то, чтобы оценить, как слушатель научился действовать в типовых и нетиповых ситуациях.

Как избежать ошибки

Елена Тихомирова уверена, что план тестирования нужно составлять заранее. Внутри плана следует сразу обозначить, сколько тем будет охвачено (при этом по каждой теме может быть поставлена своя цель). Исходя из плана, составляются вопросы для теста.

Заключение

Онлайн-тесты — полезный инструмент для обучения и продвижения. Тестами можно пользоваться не только в школах и вузах, но и в качестве опросов внутри компании. В корпоративной культуре тесты используются, чтобы:

  • повысить квалификацию сотрудников
  • обучить новой программе 
  • внедрить в работу новые стратегии
  • способствовать личностному и карьерному росту.

Обязательные составляющие хорошего теста:

  • корректная формулировка вопросов
  • однозначные ответы
  • правильная конструкция.

Правильная конструкция означает, что тот человек, который проходит тест, может сразу понять, что именно от него требуется. Тест должен иметь логичную структуру, с интуитивно понятными кнопками и простой последовательностью действий. 

Чтобы собрать тест, квиз или онлайн-викторину, не нужно участия программистов. Достаточно воспользоваться специальным сервисом, например МТС Линк Формами

Откройте конструктор, укажите, как будет называться тест, и приступайте к сборке. Заполните поля с вопросами, выберите тип ответа (свободный ответ или выбор из предложенных вариантов). При необходимости загрузите изображение. Предусмотрена автоматическая проверка ответов с помощью ИИ. Рейтинг победителей позволяет участникам сразу увидеть результат: попали они в топ или нужно ещё немного подтянуть знания.

Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа

Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту