Ничего не найдено. Попробуйте еще
Интерактивы, кастдевы, TED Talks и тест-драйвы — 4 альтернативы скучным презентациям

Первая версия сервиса для презентаций Microsoft PowerPoint была представлена ещё в 1987 году. С тех пор прошло уже более 35 лет, но метод передачи информации с помощью слайдов по-прежнему используют в разных сферах: образовании, бизнесе, маркетинге и других. Многие предпочитают этот привычный инструмент, хотя существуют и другие, не менее эффективные способы структурированно донести материал.
Какие минусы есть у классических презентаций и чем их можно заменить, узнали у executive-коуча, мастера по личным стратегиям Полины Мельцер.
Почему презентации теряют актуальность
За всё время существования формата презентаций многие пользователи по достоинству оценили его возможности — от простоты создания до информационной ёмкости. Чёткая цель и понятная структура, принцип «одна мысль на слайд», текст крупным шрифтом, контрастные цвета, немного анимации и графических эффектов — основные правила, которых придерживались создатели презентаций. На нескольких слайдах можно уместить большой объём информации. В сочетании с грамотным выступлением спикера презентация для бизнеса казалась действительно эффективным инструментом.
Но время идёт, технологии не стоят на месте. Если раньше этот формат считали одним из лучших для представления информации, то сегодня таким его назвать сложно. К тому же это уже далеко не единственный эффективный инструмент для бизнеса. Что в презентациях не так, рассмотрим ниже.
Формат лекции
Даже самая интересная презентация, отражающая все основные моменты: цель, главную мысль, аргументы, СТА — призыв к действию, — это, по сути, лекция в классическом понимании. Такой формат подразумевает, что спикер говорит, а слушатели сидят в аудитории или онлайн перед экранами и просто фиксируют информацию.
Отсутствие контакта с аудиторией
Обычно презентация предполагает непрерывное выступление спикера, может включать зачитывание длинных лонгридов, а весь контакт с аудиторией представляет собой несколько вопросов в самом конце. В результате мотивация слушателей падает, эффект от проведённого мероприятия снижается.
Шаблонность и необходимость следовать плану
Все презентации похожи между собой. Такой формат обычно исключает любую спонтанность, требует следовать подготовленному плану. В итоге мы снова возвращаемся к формату скучной лекции.
Частые ошибки в оформлении
Нечитабельный текст, неаккуратное оформление, отсутствие пояснений к изображениям, нарушение логики, связи текста и графики — все эти ошибки зачастую усложняют восприятие информации.
Низкий уровень вовлечения
Удерживать внимание слушателей во время презентации — непростая задача, особенно если речь идёт про онлайн-формат. Поскольку скорость чтения со слайдов значительно быстрее, чем скорость речи, внимание к выступлению часто теряется. Поэтому опытные спикеры, работающие с презентациями, стараются оставлять на слайдах минимум текста.
Отсутствие интерактивов
Как правило, в презентациях много теории и минимум развлекательной информации: юмора, интерактивов, эффектной графики. Все эти нюансы делают выступление монотонным и неинтересным.
Чем заменить презентации в онлайне: 4 рабочих формата
Вот несколько вариантов, которые можно легко и эффективно использовать вместо обычных презентаций.
1. Интерактивы
Материал воспринимается гораздо лучше, если участник мероприятия не просто слушает спикера, но и сам выполняет какие-либо действия. Проводите интерактивы на виртуальной доске прямо во время онлайн-встречи или вебинара. Они помогают лучше усвоить материал, повышают вовлечённость и мотивацию аудитории, позволяют разнообразить любое мероприятие.
Для интерактивов можно использовать МТС Линк Доски — виртуальную доску, которая позволяет легко визуализировать все идеи и предложения, строить планы, анализировать результаты. В МТС Линк Досках пользователи могут:
- работать со стикерами
- рисовать и писать
- пользоваться виджетами
- группировать информацию, создавая фреймы и рамки
- загружать и демонстрировать изображения или видео
- ставить реакции
- оформлять карточки для управления задачами с указанием ответственных лиц и возможностью отслеживать статусы
- использовать 30+ готовых шаблонов или создать свой.

Использование онлайн-доски во время онлайн-мероприятия на платформе МТС Линк
В МТС Линк Досках можно проводить различные виды интерактивов: брейнcтормы, презентации кейсов, тесты, опросы, квизы, создавать интеллект-карты.
Брейнсторм
Брейнсторм, или мозговой штурм, проводят на встречах, главная цель которых — собрать все идеи, обсудить их и получить конкретный результат. Спикер задаёт вопросы, а слушатели отвечают на них с помощью стикеров на онлайн-доске. Для удобства стоит всех участников делить на группы. После того как все написали свои идеи, можно переходить к обсуждению с фиксацией результатов на интерактивной доске.

Пример брейнсторма на онлайн-доске
Кейсы и истории
Реальные примеры из практики аудитория всегда воспринимает лучше, чем сухой теоретический материал, составленный по строгому плану и лишённый эмоций. Рассказ увлекательной истории из личного опыта или описание реального кейса с использованием онлайн-доски — достойная альтернатива презентации. По завершении истории можно перейти к совместному обсуждению.
Майнд-карта, или интеллект-карта
Этот вид интерактивов хорошо подойдёт для закрепления материала, подведения итогов, случаев, когда необходимо визуализировать и зафиксировать то, что обсуждали на онлайн-встрече или вебинаре. Например, там может быть отражена главная задача/проблема, идеи по её решению, инструменты и так далее. С помощью майнд-карты удобно составлять бизнес-план, маркетинговые стратегии. Создавая карту в МТС Линк Досках, пользователи могут заполнять её всей командой и возвращаться к ней в любое время.
Квизы, тесты и опросы
Для проверки и закрепления знаний, внедрения элементов геймификации подходят викторины, квизы. Если необходимо собрать отзывы, провести анкетирование, маркетинговый опрос или исследование, попробуйте создать интерактивный онлайн-тест. В сервисе МТС Линк Формы участники встречи могут заполнять формы по прямой ссылке с любого устройства или делать это во время онлайн-мероприятия. При создании квиза или теста организатор может выбирать различные типы вопросов, прикреплять к ним изображения, формировать списки, добавлять рейтинги для участников.

Тест в МТС Линк Формах
2. TED Talks
TED Talks, или выступление в стиле TED (от англ. Technology, Entertainment, Design — технологии, развлечения, дизайн), — это неформальный монолог на какую-либо серьёзную тему. Этот формат был придуман в США в середине 1980-х. Стиль TED — неформальный, с использованием юмора, историй из личного опыта и практических примеров. На TED-выступлениях, как правило, не используют обычные презентации, а основной акцент делают на диалоге с аудиторией.

По словам Полины Мельцер, этот формат — яркий пример вовлечения через интерактив. Как правило, такое выступление длится 10–20 минут, в течение которых спикер представляет свои идеи доступным и понятным аудитории языком.
3. Кастдевы
Кастдевы (с англ. CustDev, или Customer development) можно назвать одним из видов «презентации наоборот», в котором больше говорит не спикер, а слушатель. Кастдевы — это интервью с потребителями, которое проводят компании для понимания реальных потребностей аудитории и формирования дальнейших бизнес-стратегий. Такой формат предполагает, что вопросы готовятся заранее и большую часть времени потребитель/слушатель делится тем, как всё работает с его точки зрения, какие проблемы, «боли» он выделяет, что его не устраивает. Если речь идёт об уже внедрённом решении или продукте, участники интервью обсуждают планы по его развитию и улучшению.
В отличие от презентаций, в кастдевах фокус делают не на стремлении показать готовое решение, продать или убедить в чём-либо, а на понимании и изучении действующих процессов, потребностей аудитории.
4. Тест-драйвы
Иногда намного эффективнее показывать, чем говорить. Особенно если речь идёт о продажах. Например, тест-драйвы автомобилей, очков дополненной реальности во флагманских точках продаж, пробные периоды при покупке IT-продуктов уже давно стали привычными. Это как раз тот случай, когда нет необходимости говорить, а потребитель может оценить все преимущества продукта самостоятельно.
Заключение
Перед проведением мероприятия изучите целевую аудиторию, определите потребности и боли, убедитесь, что информация, которую вы хотите передать, будет полезна и интересна слушателям. А возможно, в вашем случае и вовсе предоставление слова аудитории будет гораздо эффективнее.
Попробуйте заменить зачитывание подготовленного текста под переключение слайдов на другие форматы донесения материала, вызывающие больший интерес и вовлечённость. Используйте современные цифровые инструменты и сервисы для проведения онлайн-встреч и вебинаров, старайтесь постоянно вести диалог с аудиторией, чаще давать ей слово и возможность действовать — то есть делать всё то, что зачастую не предполагает формат классической презентации.
Другие статьи про рабочие онлайн-инструменты
5 преимуществ воркшопа: как продуктивно проводить практические интенсивы для обучения и бизнеса
Event Storming: как с помощью стикеров и онлайн-досок повышать эффективность бизнес-процессов
Как продать что угодно за 4 вопроса: подробно про то, что такое квиз-маркетинг
Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа
Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту