Мемы, квизы и не только: 6 лайфхаков, как вовлечь студентов в онлайн-обучение

Половина студентов российских вузов в 2024 году обучалась с помощью онлайн-технологий. Популярность дистанционного формата только растёт, при этом успеваемость на таких программах напрямую зависит от вовлечённости. Ведь чем активнее студент взаимодействует с материалом, тем выше результаты обучения. 

О том, зачем обучающимся смотреть короткие ролики и почему технологий должно быть в меру, рассказали менеджер по работе с ключевыми клиентами в сегменте образования и науки МТС Линк Фёдор Кузнецов и методический директор в EdTech Кристина Геворкян.

Лайфхак № 1: внедрите короткий формат

Короткие видео с выжимкой полезной информации повышают вовлечённость на 24,7%. К такому выводу пришли исследователи из Китая и США. То, что короткий формат помогает привлечь внимание студентов и удержать его, подтверждает и другое исследование, о нём рассказала автор телеграм-канала «Тренды образования», методический директор в EdTech Кристина Геворкян. 

В эксперименте американских и канадских педагогов участвовали 703 студента. Одна группа учеников смотрела двадцатиминутные видео с лекциями о науке, технологиях, инженерии и математики. Для второй группы лекции разбили на короткие блоки по пять минут. Между блоками студенты проходили короткие квизы. Кроме того, во время лекции на 20% экрана студентам транслировали мемы и смешные видео. 

В результате последнюю часть лекции студенты из второй группы усвоили лучше первой группы. 

Такие короткие квизы можно добавить в программу обучения с помощью сервиса для проведения тестов, опросов и исследований МТС Линк Формы.

«Преподаватели могут проводить быстрые опросы и квизы, а участники будут видеть рейтинг и занимаемое место, время и правильность ответа. Искусственный интеллект, интегрированный в МТС Линк Формы, помогает проанализировать открытые ответы слушателей и студентов на правильность и разгрузить преподавателя или эксперта от рутинной работы, то есть от проверки ответов», — добавляет ведущий менеджер по работе с ключевыми клиентами в сегменте образования и науки МТС Линк Фёдор Кузнецов. 

Сервис помогает вовлечь студентов в онлайн-обучение: внедрить тесты, опросы и квизы

Лайфхак № 2: добавьте прикладные задачи

Кристина Геворкян считает, что прикладные задачи, в которых нужно объяснить информацию своими словами, поспорить или сравнить кейсы, улучшают онлайн-обучение. 

«Оформить чек-лист, разобрать реальный кейс — всё это работает лучше классического формата „посмотрел лекцию — прошёл тест“. Выбирать активность я рекомендую не с опорой на усреднённого студента, а под тип когнитивной работы. Например, для первокурсника может работать задача с детально прописанной структурой, примерами и короткими блоками, для магистранта — задача с открытой проблемой, исследовательский мини-проект или рецензирование работы одногруппника», — добавляет эксперт.

В онлайн-формате такие сценарии можно реализовать с помощью сервиса для создания онлайн-курсов и организации обучения МТС Линк Курсы. Он позволяет проводить синхронные вебинары, запускать тесты и опросы, принимать и проверять работы студентов.

Лайфхак № 3: дозируйте нагрузку

Чтобы сохранять вовлечённость в виртуальные встречи, Кристина Геворкян рекомендует дробить общую нагрузку на маленькие задачи. Так студент будет воспринимать курс не как единый массив информации, а как отдельные короткие лекции.

«Планирование, постановка, актуализация целей и короткие рефлексии по итогам модуля — это лучшие средства удержания и вовлечённости», — говорит Кристина Геворкян.

Для реализации такого подхода пригодится модуль «Задачи» в личном кабинете МТС Линк Курсов. Он помогает структурировать предстоящие встречи, следить за успеваемостью и прогрессом по уже выполненным задачам. 

Модуль «Задачи» в личном кабинете пользователя МТС Линк Курсов

Лайфхак № 4: внедряйте технологии, но в меру

Исследователи из Сиднейского университета считают: отсутствие подходящей среды для обучения снижает вовлечённость. Сервисы МТС Линк создают гибкую образовательную среду. Студенты могут:

  • защищать проекты или работать над групповым заданием в МТС Линк Досках
  • сдавать тесты в МТС Линк Формах 
  • демонстрировать презентации и делиться мемами в чате МТС Линк Вебинаров. 

Всё это инструменты геймификации, которые вовлекают студентов.

Тем не менее Кристина Геворкян отмечает, что технологии — это инструменты, которые важно использовать по назначению и в умеренном количестве. 

«Технологии удерживают вовлечённость, если избавляют от сложностей, а не делают из лекции шоу. Главное — внедрять только те инструменты, которые делают обучение ясным и быстрым. Я не рекомендую плодить боты и анимации без связи с задачами обучения», — поясняет Кристина Геворкян. 

По мнению эксперта, в здоровой цифровой образовательной среде:

  • минимум переключений между вкладками — перед студентами платформа с возможностью авторизоваться в системе с помощью единого логина и пароля
  • тихий интерфейс — нет всплывающих уведомлений, автоматических анимаций 
  • быстрый цикл действий — примеры и практические задания находятся под рукой, рядом с теорией
  • есть шкала прогресса — курс разделён на недельные цели, платформа мягко напоминает о занятиях
  • доступные и надёжные инструменты — есть мобильная версия, функция транскрибации, субтитры, выбор тёмной темы, возможность слушать лекции на разных устройствах.

Сервисы МТС Линк интегрированы между собой и с обучающими средами, такими как Moodle и GetCourse. Вход на платформу осуществляется по SSO (Single Sign-On — технология аутентификации с единым логином и паролем). Делиться документами можно прямо во время лекции. Прогресс прохождения курса отображается в личном кабинете в МТС Линк Курсах, а подключаться к занятию можно с компьютера через браузер или со смартфона через приложение.

Менеджер по работе с ключевыми клиентами в сегменте образования и науки МТС Линк Фёдор Кузнецов отмечает, что на платформе МТС Линк есть ИИ-функции, которые тоже способствуют вовлечению и удержанию студентов в обучение и помогают преподавателям работать эффективнее. 

«Искусственный интеллект экономит время. На платформе работает расшифровка встреч и их саммаризация. Но я всегда напоминаю: пусть искусственный интеллект будет помощником в первую очередь для преподавателя, а вот студент должен думать, генерировать ответы, конспектировать вручную и в целом самостоятельно вырабатывать навыки. Это важно для формирования нейронных связей», — уточняет эксперт. 

Лайфхак № 5: следите за вовлечённостью

МТС Линк — удобное пространство как для студентов, так и для преподавателей. Для контроля вовлечённости работают два инструмента: 

  • контроль присутствия — преподаватель может запустить проверку на лекции или семинаре, чтобы определить, находится ли студент у экрана и видит ли он вкладку с мероприятием
  • мониторинг активности участников — платформа показывает, какой процент аудитории находится на вкладке, а кто переключился на другие окна. 

Отвлёкшегося студента преподаватель может пригласить вернуться на вкладку.

Индикатор внимания отображается в списке участников и внизу справа на тёмном фоне

Лайфхак № 6: делитесь обратной связью

Одна из проблем онлайн-обучения заключается в том, что студенты могут чувствовать себя вне контекста или социума. Согласно исследованию американских и китайских педагогов, студенты охотнее вовлекаются в обучение, если им комфортно и они чувствуют себя частью группы. Именно поэтому важно давать обратную связь во время онлайн-встреч и в процессе всего обучения. 

«Обратная связь в онлайн-обучении — это больше чем оценки. Оценка без пояснения — это слабый стимул и часто несправедливый маркер усилия. Вовлечённость скорее вырастет там, где есть оперативный, конструктивный и подробный фидбэк. Студенты социально включаются, если на встречах есть обсуждения и содержательные взаимодействия», — поясняет Кристина Геворкян.

С помощью таймера можно обозначить время на обсуждение или выступление

По мнению эксперта, обратная связь снижает неопределённость, поддерживает автономию и чувство компетентности, запускает цикл действий: 

«Студент возвращается к работе, а не закрывает вкладку после того, как посмотрел оценку», — добавляет Кристина Геворкян.

Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа

Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту