После полного резких перемен учебного года 2019/2020 всех, кто так или иначе связан со сферой образования, волнует единственный вопрос: что нас ждёт в сентябре? О том, как подготовиться к новому учебному году и чего ожидать от него, мы спросили специалистов учебных заведений страны.
Дистанционное обучение 2020: как школам и вузам подготовиться к новому учебному году
Как будет организован следующий учебный год в школах и вузах?
Даже если онлайн-уроки и не будут проводиться в школах в начале года, значительные санитарные ограничения и нестабильная эпидемиологическая ситуация обязывают школы продумать их заранее. Аналогичная ситуация складывается и в высших учебных заведениях:
При этом некоторые университеты переходят на дистанционное обучение уже в сентябре: Санкт-Петербургский Политехнический университет им. Петра I во все курсы так или иначе вводит онлайн-составляющую, сообщила нам Калмыкова Светлана Владимировна, доцент Высшей инженерно-экономической школы. На ряде дисциплин это будет реализовано в виде возможности проходить МООК вместо обычных аудиторных лекций, где-то в онлайн перейдёт теоретическая часть курса, а практические занятия будут проходить очно.
Особую группу студентов представляет иностранный контингент — здесь гибридные форматы обучения неизбежны: из-за невозможности приехать на обучение в Россию эти студенты будут проходить обучение параллельно группе российских студентов, но в онлайн-формате.
Нормативные и методические рекомендации отличаются в университетах и регионах, но специалисты придерживаются мнения, что совещания учителей, родительские собрания, учёные советы, внеурочную деятельность, курсы повышения квалификации и дополнительные дисциплины в вузах необходимо переводить в формат смешанного обучения: это повысит их эффективность и позволит попробовать новые инструменты онлайна.
Изменится ли наполнение обучения в 2020 году?
Эксперты единодушно говорят о том, что качественно образование в 2020 году останется прежним: говорить об изменении учебных планов пока рано.
Тем не менее, некоторые особенности онлайн-обучения повлияют на конъюнктуру курсов:
Некоторые вузы и школы за время карантина открыли для себя новые возможности и форматы, отказываться от которых теперь не хочется:
Как подготовить себя к онлайну?
Наши эксперты успешно внедрили в свою работу онлайн-формат, поэтому мы попросили их поделиться секретами успеха. На основе их ответов мы составили чек-лист из 10 лайфхаков, которые помогут легче приспособиться к онлайну:
1. Выберите единую образовательную платформу: так учителям и преподавателям не придётся осваивать разные технологии, а учащимся — иметь несколько разных логинов и паролей для разных дисциплин.
2. Используйте разные форматы работы: вебинары, индивидуальные консультации, общение в чатах.
3. Измените систему оценивания дисциплин: в университетских курсах, которые раньше подразумевали большое количество сквозных активностей, можно ввести портфолио студентов.
4. Разделите большие курсы на блоки: что-то можно делать синхронно, то есть только в аудитории, а что — асинхронно, то есть перенести в другие форматы.
5. Не будьте авторитарным держателем знаний: станьте для учеников и студентов советчиком, мотиватором, организатором дискуссии, а теоретическую базу позвольте получать через онлайн-ресурсы.
6. Обучитесь педагогическому дизайну: проректор по учебной работе Тамбовского государственного университета им. Державина Налетова Ирина Владимировна поделилась, что в их университете подобное обучение быстро увлекло преподавателей и привело к повышению качества занятий.
7. Привлекайте тьюторов и студентов старших курсов, чтобы они помогали преподавателям с технической стороной занятия.
8. Настройте систему прокторинга: в Санкт-Петербургском Политехническом университете все защиты выпускных работ весной 2020 года прошли в онлайн-формате.
9. Наращивайте онлайн-компетенцию учителей и преподавателей: чем выше будет базовый уровень подготовки преподавателя, тем больше он сможет дать ученикам.
10. Не думайте, что онлайн — это временное решение:
Что делать с мотивацией учеников и студентов?
К онлайн-занятиям должны быть готовы не только преподаватели, но и ученики. По мнению Марии Лебедевой, ключевое отличие тех, кто обучается онлайн, в том, что они приходят на занятие именно за знаниями. И популярность курса может быть обеспечена только в случае полного совпадения ожиданий обучающихся и курса.
Как этого добиться? В университете нужно работать с целями: снимать ожидания студентов в начале курса, периодически возвращаться к ним, рефлексировать.
Что делать, если курс просто не может быть интересным или, например, в школе, когда цели для учеников — понятие неопределённое? Следует создавать внешние мотиваторы. Универсальных рецептов здесь нет, но вот какие базовые рекомендации дала нам Мария Валюгина, преподаватель русского языка в Киноколледже № 40 «Московская международная киношкола».
1. Пропишите правила онлайна: не опаздывать, вежливо общаться в чате, заходить под своим именем, включать камеру и т. д.
2. Не пренебрегайте технической настройкой на каждом уроке: первые 5 минут тратьте на проверку звука и камеры каждого ребенка. Чтобы это время не было потерянным для урока, можно использовать его как эмоциональную настройку: включать музыку, рассказывать смешные истории, спрашивать у детей, как их дела.
3. Используйте дополнительные меры контроля: «Чтобы никто не потерялся, я просила первого подключившегося продублировать ссылку на занятие во все чаты, которые ребята используют. Если кто-то опаздывал, писала ему личное сообщение».
4. Общайтесь с детьми вне занятий: присылайте детям полезные и интересные материалы, напоминайте о домашнем задании. За пару минут до урока настройте рассылку ссылок для подключения к вебинару с какой-нибудь интригующей фразой, которая потом будет раскрыта на занятии.
5. Визуализируйте процесс обучения: на каждом занятии показывайте детям, что они уже сделали, а что ещё предстоит, используйте приёмы геймификации.
6. Будьте гибкими: на основании обратной связи (опросы, отзывы в чатах) обсуждайте, что учащимся нравится в занятиях, а что вызывает трудности, и по возможности адаптируйте подачу материала для каждой группы.
7. Не оставляйте незамеченным отсутствие ученика на занятии: так создаётся ощущение безразличия и невидимости.
Выводы
Ещё весной 2020 года на образовательном форуме ММСО 2020 стало понятно, что онлайн в образовании неизбежен не только по причинам эпидемиологической нестабильности. Смешанное обучение имеет свои плюсы, и одним из главных его достоинств является развитие метапредметных навыков за счёт самостоятельной и более гибкой работы учащихся. Вероятно, в наступающем учебном году онлайн продолжит доказывать свою состоятельность.
Мы хотим пожелать, чтобы для вас он прошёл успешно и спокойно, и предлагаем свою поддержку: зарегистрируйтесь на платформе Линк Вебинары (ранее платформа Webinar.ru) и попробуйте провeсти своё первое онлайн-занятие уже сегодня.
Ищете платформу для проведения онлайн-уроков?
Зарегистрируйтесь на нашем сайте и получите доступ к платформе Линк Вебинары бесплатно!