Главные тезисы ММСО 2020
Переход на удалённый формат работы — едва ли не самая обсуждаемая тема последнего полугодия. И хотя в целом удалённая работа — далеко не новое явление, для ряда организаций, особенно образовательных, она стала настоящим испытанием.
Конечно, тему перехода к дистанционным технологиям не мог обойти стороной ежегодный Международный Московский Салон Образования 2020 (ММСО 2020), проходивший в этом году в онлайн-формате в 2 этапа: 26-29 апреля и 28-30 мая.
В этой статье мы подведём итоги ММСО и обсудим, какие выводы по ММСО можно сделать об успехах и трудностях российских образовательных учреждений в связи с переходом в онлайн.
Об ММСО 2020
В работе салона приняло участие порядка 300 тысяч руководителей и специалистов образовательных организаций, органов управления образования, представителей бизнеса, учащихся и их родителей со всей России и даже из-за рубежа.
Встречи были разделены на кластеры:
- дошкольное образование,
- общее образование,
- среднее профессиональное образование,
- дополнительное образование,
- высшее образование,
- государственная политика и профориентация.
Тема онлайн-обучения широко обсуждалась практически в каждом кластере. Несмотря на уже пройденные и ещё предстоящие сложности, образовательные учреждения видят в новом формате возможности для развития. Разберём, какие выводы ММСО 2020 были сделаны в рамках отдельных кластеров.
Государственная политика
Кластер в целом слабо освещал вопросы онлайн-образования. Тем не менее, была сформулирована важная задача обеспечения системы образования цифровыми методистами и проектировщиками образовательных программ:
Также было принято решение о продлении приёма заявок на конкурс лучших практик в сфере неформального обучения, а именно запуска онлайн-лагерей и курсов дополнительного образования.
Дошкольное образование
Главный вывод обсуждений в кластере заключается в том, что теперь педагог дошкольного образования должен работать не с детьми, а с их родителями:
- консультировать их в вопросах организации игрового пространства и игрового обучения,
- помогать семьям самостоятельно организовывать обучение детей с учетом их возрастных особенностей,
- применять дистанционные технологии и не бояться брать на себя ответственность за обучение ребёнка.
Общее образование
Пожалуй, самый результативный по количеству неожиданных выводов кластер. Например, выяснилось, что нельзя предсказать, какая школа перейдет к онлайну эффективнее и быстрее:
Почему переход обучения в онлайн оказался таким сложным для родителей?
Помимо технических трудностей, значительная часть семей воспринимала школы как способ переложить ответственность за воспитание детей на учителей. Теперь же, как считает Артём Соловейчик, руководитель и главный редактор издательства «1 сентября», родители стали новыми участниками учебного процесса, не только увидев, как проходит обучение, но и поняв, как устроена школа и система её управления.
Сами школьники по-разному оценивают новое образование. Даже там, где проблем с переходом в онлайн не возникло, есть свои сложности:
В целом учителя и руководители образовательных учреждений считают, что впредь следует реализовывать часть обучения дистанционно.
Некоторые школы уже успешно адаптируют программные продукты для дистанционного обучения. А некоторые руководители видят в онлайн-обучении возможность более эффективного перераспределения ресурсов:
Среднее профессиональное образование
Основная сложность в переходе в онлайн среднего профессионального образования — практическая направленность обучения. Именно поэтому важно менять подход к подготовке молодых кадров в целом.
По словам методиста Люберецкого техникума имени Ю. А. Гагарина Александры Шевченко, в этом учебном году некоторые учебные заведения среднего профессионального образования уже перешли на дистанционные экзамены и консультации, но кому-то это ещё предстоит:
Высшее образование
Представители сферы высшего образования оценивают пробный переход к дистанционным технологиям как повод для реализации новых возможностей:
Особые возможности предоставляет использование Big Data в дистанционном обучении: «Это позволит осуществить концепцию «много преподавателей – много студентов, разбросанных по всему миру», – резюмировал проректор по цифровой трансформации Томского государственного университета, академический руководитель «Высшей IT-школы (HITs)» Олег Змеев.
Сами студенты, по словам представителя Министерства Образования Российской Федерации Антония Шмидта, позитивно относятся к прохождению курсов в онлайн-формате, однако важно обновлять способы подачи материала на уровне всех учебных заведений, а не отдельных вузов, как это делается сейчас.
О том, какие возможности открывает онлайн-формат, рассказал Александр Альперн, генеральный директор МТС Линк.
Дополнительное образование
Большинство учреждений дополнительного образования успешно перевели свои программы в онлайн-формат, хотя столкнулись при этом с рядом сложностей.
Продюсер образовательного робототехнического проекта «РОББО» Павел Фролов отметил, что многие семьи оказались технически не готовы к онлайн-обучению: не имели компьютеров или не могли их настроить.
Пришлось поменять подход к организации обучения: проводить занятия в меньших группах и обеспечивать присутствие на занятии администратора для решения технических проблем клиентов. Эти изменения привели к снижению рентабельности: не всегда удаётся отказаться от уплаты аренды, а прибыль с каждого курса в целом становится ниже.
Совладелец сети спортивных и образовательных центров «Чемпионика» Руслан Баширов рассказал о другой проблеме: установках родителей, которые зачастую не верят, что практические и творческие навыки можно развивать удалённо. Для этого очень важно доносить до родителей идею апробации форматов работы с детьми дома и их преимущества.
Главный вывод
Общие итоги ММСО 2020 относительно перехода на дистанционные формы обучения подвёл директор и продюсер деловой программы ММСО Максим Казарновский:
МТС Линк всегда с теми, кто работает, учит и учится дистанционно. С нами перешли в онлайн многие образовательные учреждения, среди которых МГУ, РЭУ имени Плеханова, Гимназия имени Е. М. Примакова и другие.
Хотите перевести обучение в онлайн?
Оставьте нам заявку. Мы свяжемся с вами и расскажем, как сделать дистанционный формат обучения удобным и эффективным.