«Интерактивы — это как приправа для блюд», — эксперт о том, как онлайн-доски улучшают тренинги

Вебинары и онлайн-тренинги имеют свои особенности, и проводить их порой сложнее, чем очные занятия. Участники чаще отвлекаются, а спикеру необходимо прилагать много усилий, чтобы удерживать внимание слушателей.

На помощь может прийти онлайн-доска. Этот инструмент представляет собой единое пространство для группового взаимодействия и позволяет добавить интерактивы, которых так часто не хватает в онлайне. Какие упражнения можно делать на онлайн-доске, как с их помощью организовать обучение и сделать тренинги и лекции более увлекательными, рассказала бизнес-тренер, тренер по тайм-менеджменту Ксения Ильянович.

Возможности и инструменты интерактивной онлайн-доски

Онлайн-доска — это бесконечный белый холст, на котором можно рисовать, писать, строить схемы и диаграммы, визуализировать планы. С помощью онлайн-доски можно просто и быстро визуализировать какие-то сложные вещи, проводить брейнстормы, составлять контент и возвращаться к нему в любое время, рассказала Ксения Ильянович.

Базовый набор функций онлайн-досок, как правило, включает возможность работы с папками и различные виджеты. Например, в МТС Линк Досках можно группировать доски по определённым проектам в отдельные папки, рисовать изображения, строить таблицы, диаграммы и схемы для визуализации информации, структурирования данных.

В МТС Линк Досках пользователь может также:

  • работать со стикерами для фиксации идей и тезисов, ставить реакции;
  • использовать заголовки, подписи и другие текстовые элементы для структурирования контента;
  • создавать фреймы и рамки для группировки данных и скрытия материала на доске;
  • загружать изображения на доску и создавать карточки для управления задачами — прямо в них можно назначать ответственных лиц и отслеживать статусы;
  • использовать готовый шаблон для проведения встреч, генерации идей, который уже содержит базовую структуру и элементы, необходимые для конкретной задачи.
«Интерактивы — это как приправа для блюд», — эксперт о том, как онлайн-доски улучшают тренинги | Фото Group 2087326875

Шаблон в МТС Линк Досках

Доской можно делиться, приглашать в неё определённых коллег или всю команду либо, наоборот, сделать приватной, ограничив доступ.

Сервис интегрирован с другими продуктами экосистемы МТС Линк, в том числе платформой МТС Линк Встречи. Поэтому пользоваться интерактивной доской пользователи могут прямо во время онлайн-мероприятия, не переключаясь при этом между вкладками.

«Интерактивы — это как приправа для блюд», — эксперт о том, как онлайн-доски улучшают тренинги | Фото Group 2087326050

Использование онлайн-доски в МТС Линк Встречах 

С помощью онлайн-доски во время мероприятия можно проводить мозговые штурмы, стратегические сессии и ретроспективы. Для тех, кто ранее работал в другой онлайн-доске, например Miro, есть возможность перенести её в МТС Линк Доски за один клик. При этом сохранятся все данные, дизайн и инструменты (стикеры, тексты, стрелки и т. п.).

Чем полезны интерактивные доски для тренингов и вебинаров

Существует большое количество инструментов, которые используют в очных тренингах: обычные доски, флипчарты, простой лист бумаги для создания схем, рисунков, таймер для определения времени. С переходом компаний в онлайн- или гибридный формат необходимость в этих инструментах остаётся, но они тоже переносятся в виртуальное пространство.

Интерактивные онлайн-доски для работы — отличный способ не только визуализировать материал, но и улучшить его понимание. Когда человек не просто слушает, а сам совершает какие-то действия, информация воспринимается гораздо лучше.

Виртуальная доска для обучения помогает:

  • улучшить усвоение материала;
  • увеличить вовлечённость и мотивацию участников;
  • разнообразить обучение, применять разные приёмы и стили.

Кроме того, работать и обучаться с помощью онлайн-доски очень удобно. Ведь инструмент доступен с любого устройства и в любом месте, где есть интернет.

Что учесть при подготовке интерактивных заданий на онлайн-доске

Прежде чем проектировать интерактивные задания на онлайн-доске, стоит обратить внимание на несколько важных моментов:

1. Не переборщить с интерактивом

В идеале у каждой части тренинга, каждого упражнения и задания должна быть конкретная цель. Чаще всего эта цель образовательная, но она может заключаться не только в том, чтобы научить, а, например, чтобы активизировать участников, помочь им лучше узнать друг друга или актуализировать какой-то вопрос для аудитории.

Интерактив — как приправа, которую следует добавлять в блюдо аккуратно и в нужном количестве, чтобы не испортить его вкус.

Автор - Ксения Ильянович
Ксения Ильянович
Тренер по тайм-менеджменту

2. Изучить целевую аудиторию

Чтобы подобрать эффективный интерактив, необходимо знать все особенности своей целевой аудитории. Для создания интерактивов на онлайн-досках важно понимать, насколько целевая аудитория владеет этим инструментом и сможет пользоваться всеми функциями. Например, тем, кто ни разу не пользовался инструментом, нужны будут простые упражнения, для опытных пользователей подойдут и более сложные.

3. Показать основной набор функций заранее или в самом начале тренинга

Можно начинать вебинар со знакомства с основными функциями и инструментами. Так люди будут понимать, с чем им предстоит работать, станут лучше ориентироваться и, соответственно, лучше выполнять задания.

Сценарии использования онлайн-досок на тренингах

Как правило, тренинг или вебинар состоит из нескольких основных частей: вводной, основной (учебной, контентной) и заключительной. Подробнее остановимся на каждой из них.

Вводная часть тренинга

Упражнения, которые можно давать в вводной части тренинга: «Откуда ты», «Какой я сегодня», «Нескучные вопросы», «Карта ожиданий», «Визуальный вопрос».

«Откуда ты»

С этого упражнения можно начать, если, например, слушатели не знакомы друг с другом и география участников достаточно широкая. На онлайн-доске размещается карта России. Зажав значок в виде красного флажка и перетащив его в нужную точку, каждый из участников отмечает на карте место, где он находится. В результате можно увидеть, из какого региона больше всего участников, а из какого меньше.

«Интерактивы — это как приправа для блюд», — эксперт о том, как онлайн-доски улучшают тренинги | Фото image

Упражнение «Откуда ты» на онлайн-доске

«Какой я сегодня»

Также мероприятие можно начать с вопроса о настроении. Для этого необходимо заранее подготовить значки-эмодзи и предложить участникам рассказать о своём настроении, прикрепив на доску соответствующий значок. Возможно, кто-то расскажет, что расстроился из-за технических сложностей, неприятного разговора с клиентом или просто потому, что не выспался, а кто-то, наоборот, поделится улыбкой.

«Эмодзи и изображения могут быть совершенно разные. Если вы работаете с продвинутой аудиторией IT-специалистов, можно взять, например, картинки из серии «Какая я сегодня панда» или «Какой я сегодня тапок». Если же аудитория более консервативная, можно взять обычные эмодзи из мессенджеров. Это упражнение хорошо работает, если у вас не так много участников, порядка десяти, и хочется каждому дать слово», — рассказала Ксения Ильянович.

«Нескучный вопрос»

Отличная викторина на сплочение команды. В упражнении используют карточки с вопросами. Они размещены на онлайн-доске и закрыты. Участник или спикер называют любой номер карточки, нажимают её и читают вопрос. Например, «Какие три вещи ты бы взял на необитаемый остров?». Участники пишут ответы в чат, и затем все обсуждают результаты.

«Карта ожиданий»

Классическое упражнение, с которого тоже часто начинают вебинары и онлайн-тренинги. В традиционном формате на доске выкладывают карту-таблицу из стикеров. На них участники пишут свои ожидания: что я хочу сегодня сделать, что хочу сегодня узнать, какие навыки прокачать и так далее. Для разнообразия можно использовать, например, красивую подложку с мотивирующим изображением или просто оставить белое поле со стикерами. Чтобы не отвлекаться и не следить за временем выполнения задания, можно запустить онлайн-таймер.

«Визуальный вопрос»

Для того чтобы актуализировать какой-то вопрос, можно показать участникам несколько картинок и попросить их выбрать, с какой ассоциируется конкретно ваша команда или понятие «команда» в целом. Среди ассоциаций могут быть, например, пожарная бригада — сплочённая и ответственная — или карандаши, потому что в команде все такие разные, но хорошо дополняют друг друга. Такой приём отлично работает, когда необходимо, чтобы участники подумали о теме тренинга и соотнесли с ней себя. Если на мероприятии много участников, можно провести голосование с помощью значков или точек, если мало — можно просто каждого выслушать.

Основная часть тренинга

Упражнения для основной, учебной, или так называемой контентной части тренинга: брейнсторм, «Кейс для группы», матрица Эйзенхауэра, создание ментальных карт.

Брейнсторм

Упражнение подходит для случаев, когда есть цель спросить мнение всех участников. Спикер задаёт вопрос и, используя стикеры, участники на него отвечают. Здесь тоже можно поставить таймер, дать время, чтобы все написали свои идеи, а потом эти идеи обсудить. Иногда в брейнсторме участники делятся на группы, в этом случае делают меньше стикеров и прямо на доске выделяют несколько фреймов/рамок для каждой группы. Участники, конечно, при этом могут подсматривать идеи друг у друга, но это не критично. Обычно во время брейнсторма задают конкретные вопросы, главная цель которых — собрать идеи, вместе обсудить и прийти к результату.

«Интерактивы — это как приправа для блюд», — эксперт о том, как онлайн-доски улучшают тренинги | Фото image 1

Пример брейнсторма на онлайн-доске

«Кейс для группы»

Эффективное упражнение — реальный кейс. Его часто используют в тренингах для руководителей.

На онлайн-доске мы размещаем душещипательную историю начинающего руководителя, в которой он рассказывает о своих проблемах и сложностях, с которыми сталкивается. Участники должны прочитать текст, объяснить, что происходит, какие ошибки совершил герой и так далее. Члены команды пишут свои ответы на заготовленных стикерах. После сигнала таймера начинается общее обсуждение.

Автор - Ксения Ильянович
Ксения Ильянович
Тренер по тайм-менеджменту

Матрица Эйзенхауэра

Такое классическое упражнение из тайм-менеджмента тоже можно эффективно выполнять на виртуальной доске. В этом случае с помощью стикеров в таблицу-шаблон матрицы участники вносят примеры своих дел. Можно говорить о задачах проекта или о личном бренде: выявлять слабые и сильные стороны, возможности или угрозы, анализировать положение компании. Также можно обсуждать любые вопросы по тематике обучения, исследовать разные модели, например модель ситуационного лидерства, проводить SWOT-анализ.

Майнд-карты или интеллект-карты

Это упражнение хорошо подойдёт для финального этапа основной части тренинга. Например, спикер даёт задание составить конспект занятия. Необходимо зафиксировать то, что обсуждали на вебинаре: как делать, с помощью чего, какие аналоги существуют. Тема майнд-карты может быть любой. Участники, поделившись на группы, вместе её составляют и обсуждают.

Заключительная часть тренинга

Упражнения, которые используют в конце, в заключительной части тренинга: рефлексия и «Планы на будущее», «Стикеры благодарности», «Дерево успеха», «Оценки».

«Рефлексия»

Классический пример завершения тренинга или вебинара. Рефлексия включает в себя выводы и впечатления участников мероприятия. Их можно собрать разными способами, например, попросить снова поработать со стикерами, написать, «как я буду использовать то, что узнал на вебинаре», или «мои планы на будущее». Участник выбирает стикер и пишет о своих планах, намерениях, идеях, как он будет использовать полученную информацию. Возможно, кто-то решит дальше изучать вопрос, а кто-то понял, что для него эффективно строить карты и так далее.

«Стикеры благодарности»

Это очень эффективная практика, особенно для длительных тренингов, когда действительно за многое хочется сказать спасибо.

«Используя стикеры, можно выразить благодарность конкретному участнику, тренеру: за интересные вопросы, за профессионально сыгранную роль руководителя в кейсе, за вовремя сделанные напоминания о перерывах и так далее. Всегда здорово, когда люди находят повод для благодарности. Таким упражнением мы часто завершаем тренинг по обратной связи», — рассказала Ксения Ильянович.

«Дерево успеха»

Вариант не просто использования стикеров, а создания с их помощью целой истории в виде дерева с плодами. Плоды — это успехи и достижения команды. Участники размещают стикеры на дереве, получившуюся композицию можно распечатать, оформить и повесить на стену или, например, отправить в общий чат, чтобы все оценили свои успехи. Такое упражнение позволяет добавить в тренинг немного эстетики и творчества.

«Интерактивы — это как приправа для блюд», — эксперт о том, как онлайн-доски улучшают тренинги | Фото image 2

Упражнение «Дерево успеха» на онлайн-доске 

«Оценки тренинга/вебинара»

С такого задания иногда также начинают тренинги. На доске нужно нарисовать шкалу с цифрами. Например, в рамках вебинара по тайм-менеджменту можно задать проблематизирующие вопросы: спросить, на сколько по десятибалльной шкале участники сейчас оценивают свой уровень владения тайм-менеджментом. В завершение мероприятия можно попросить слушателей оценить его эффективность по шкале, показать, насколько полезно и интересно было участвовать. Участники перемещают пины на нужное значение от 0 до 10. Когда они ответили на один вопрос, можно предложить ответить на следующий по такому же принципу.

Заключение

Работа с интерактивами на онлайн-доске требует некоторой подготовки — перед началом мероприятия необходимо создать план, сделать заготовки, которые нужно будет перемещать и копировать в процессе выполнения упражнений.

Несмотря на нюансы подготовки и планирования интерактивов, в итоге можно получить действительно эффективный инструмент для успешного проведения тренинга или вебинара. При этом уровень взаимодействия со слушателями во время работы с онлайн-досками соизмерим с живым общением и обучением в аудитории.