Ничего не найдено. Попробуйте еще
Как не завалить очередной спринт: разбираемся, как работает PI-планирование

Чтобы agile-команда работала как часы, пары созвонов в месяц недостаточно. Планирование — база, на которой строится дальнейшая исполнительность. В статье разобрались, как PI-планирование помогает понять, к какому результату надо прийти после очередного спринта, и как онлайн-доска может в этом помочь.
Что такое PI-планирование и зачем оно нужно
PI-планирование — это сессия планирования инкремента продукта, то есть его осязаемой рабочей версии, которая будет функционировать после каждого спринта. В итоге встречи команды понимают, какого результата на очередном scrum-спринте надо достичь. Обычно на таких мероприятиях команды ставят цели и задачи, визуализируют зависимости между рабочими процессами и определяют, как дальше будет развиваться их работа.
Чаще всего такие встречи проходят 1 раз в 2–6 месяцев. Длится одна сессия от нескольких часов до нескольких дней.
Главные преимущества PI-планирования заключаются в следующем.
Чёткая координация команд
Кросс-функциональность — сложная задача для распределённых команд. На сессиях PI-планирования все сотрудники приходят к единому пониманию этапов работы.
Дробление целей
В ходе планирования команды ставят не только глобальные, но и тактические цели, а также намечают конкретные пути их достижения.
Оптимизация работы с клиентами
Нередко разногласия с клиентами — это следствие разногласий внутри команды. Одна из целей PI-планирования — выровнять отношения внутри коллектива и дать почву для создания более комфортного и эффективного обслуживания.
После сессии решения принимаются быстрее
Иногда распределённые команды проходят по девять кругов согласований ежедневно. PI-планирование помогает избавиться от необязательных этапов. Так решения принимаются быстрее и становятся более обоснованными.
Настройка приоритетов
На таких сессиях команды выделяют приоритетные задачи и начинают работать над ними в первую очередь.
Повестка сессии PI-планирования
Стандартная повестка PI-планирования включает вклад таких экспертов:

Подробнее о том, чем занимаются специалисты:
- владелец компании концентрируется на стратегическом планировании инкремента проекта, оценке прогресса и базовой отчётности, в том числе управленческой
- продакт-менеджер в рамках PI-планирования изучает план работ и оценивает, как распределить задачи (суждения продакта — одни из наиболее важных и часто служат отправной точкой для действий других департаментов, ведь он глубоко понимает целевую аудиторию, её потребности и боли)
- RTE в ART (Release Train Engineer, интегратор), то есть лидер и коуч, в Agile Release Train — человек, который возглавляет совет сессии, организовывает PI-планирование, управляет мероприятием
- scrum-мастер оценивает потенциал команды, чтобы разобраться, какие задачи избыточные или, наоборот, недостающие, определяет временные рамки исполнения для отделов
- разработчики отвечают за реализацию продукта на практике — разрабатывают, тестируют и обслуживают ПО, — в ходе сессии PI-планирования они привлекаются к дискуссиям, чтобы помочь владельцу и продакту составить реальные планы.
Как проводится PI-планирование
Ход встречи по PI-планированию — индивидуальная история. Чтобы разобраться, как они проходят, обратимся к практическому примеру. Алексей Черняев, директор по трансформации в ООО «АТОЛ» (занимается оборудованием и ПО для автоматизации торговли), поделился, что в его практике PI-планирование происходит на ежеквартальной основе. Сам процесс растянут во времени и отличается от классической сессии. Как показала практика, для команды Алексея Черняева это удобнее. Оценка приоритетов проходит на основании скорингового балла, который рассчитывается по соотношению «ценность/затраты».
Алексей поделился этапностью PI-планирования в формате, удобном для его команды.
1 этап: формирование элементов
Всё начинается заранее, с предварительного этапа работы по формированию и проверке гипотез бизнесом. Он нужен, чтобы снизить уровень неопределённости, и выступает основой для дальнейшего мини-инвестиционного комитета. Этим комитетом выступает само PI-планирование.
Продуктовые команды, погрузившись в контекст, сначала работают над своими элементами. На это отводится, как правило, до трёх недель. Затем происходит горизонтальное и вертикальное выравнивание между направлениями. То есть синхронизация отделов, настройка понимания задач друг друга.
Оценки элементов содержат четыре обязательных параметра, на основании которых и выставляется продуктовый скоринговый балл. Параметры следующие:
- объём выручки или экономии от реализации элемента
- стоимость задержки
- влияние на долю рынка
- подтверждённость гипотезы.
Плюс — есть отдельный критерий принадлежности к стратегически важным проектам, если они задействуют общие ресурсы компании.
2 этап: предварительная оценка трудозатрат
После формирования элемента он уходит в разработку для оценки трудозатрат. Сначала его оценивают по профильному направлению, а затем вновь происходят горизонтальные и вертикальные выравнивания. На первом круге — с участием R&D-лидеров и архитекторов, на втором — с привлечением команд. Итогом работы становится верхнеуровневая оценка трудозатрат на элемент всех вовлечённых команд. Этот результат и становится скорринговым баллом в части разработки. Как правило, этап занимает 3–4 недели.
3 этап: общее выравнивание и подтверждение приоритетов
Как только на руках появляется вся информация для расчёта итогового скорингового балла, происходит автоматический расчёт приоритетов. По ходу оценки информация обогащается данными по прогнозу в части возможного долга с предыдущего квартала. Формируется дорожная карта на квартал, доступная для всех участников. По необходимости менеджеры после ознакомления с предфинальным документом вносят изменения.
4. Подготовка к утверждению дорожной карты
За неделю до общей встречи по утверждению дорожной карты на квартал R&D-департамент предоставляет всю информацию ответственному за планирование менеджеру. Он получает данные об объёме доступных ресурсов с учётом отпусков, резерва на сопровождение продуктов, багфиксинга (устранения неисправностей ПО) и другого. С учётом этой информации происходит предварительное формирование бэклогов команд на квартал.
5. PI-планирование, или утверждение дорожной карты
Так как вся работа была проделана предварительно, то на самой встрече, которая, как отмечает эксперт, в его компании длится не более 4 часов, происходит финализация дорожной карты. По ней продуктовые команды живут в течение квартала. Какие-то элементы меняются, но это решение принимается сразу на встрече в присутствии всех заинтересованных лиц.
6. Реализация и процесс управления изменениями скоупа и приоритетов
Скоуп — это временные рамки спринта, в которые нужно достичь конкретных результатов. Руководитель проекта следит, чтобы команда в них вписывалась. В конце периода это позволит адекватно взглянуть на результаты и «зайти» на новый круг с реальными улучшениями.
Ошибки при проведении PI-планирования
Основные сложности, которые Алексей Черняев выделяет при проведении PI-планирования:
- желание владельцев ресурсов спланировать всё максимально подробно — это требует много времени и не всегда направлено на снижение уровня неопределённости
- есть сложность для продуктовых менеджеров подтвердить ценность своего элемента
- в коллективе часто появляются попытки что-то втиснуть сверх утверждённого.
Главная ошибка, как утверждает Алексей, — это отсутствие развития инструмента и формальная ретроспектива.
Как сделать PI-планирование более эффективным
А вот несколько лайфхаков для организации комфортного и чёткого PI-планирования от Алексея Черняева:
- Учитывайте синдром студента (прокрастинация до последнего момента). Лучше поэтапно организовывать работу, растянутую во времени, с контролем на разных этапах.
- Если в середине цикла появляется новая приоритетная задача, всегда включайте её в план, но только за счёт элементов-доноров. То есть если для задачи требуется 10 часов, то инициатор должен договориться с другими стейкхолдерами (держателями долей или акций) и они обязаны подтвердить удаление или перенос своих элементов. Обязательно прозрачно договоритесь о процессе управления изменениями.
- Обязательно регулярно оценивайте эффект от реализации элементов.
- Обязательно делайте выравнивание между продактами, между разработчиками, а затем ещё между продактами и разработчиками совместно. Если вы этого не сделаете и математически сложите требуемые часы или сторипойнты (субъективная мера оценки усилий и сложности задачи), то рискуете ошибиться с погрешностью до 50% относительно реальной ситуации.
- На ключевых встречах должны быть все, кто не только принимает решения, но и участвует в реализации.
- Выделите ответственных, то есть сотрудников, которые будут сопровождать планирование, а также того, кто будет его администрировать.
Как с помощью онлайн-досок проводить планирование
Чтобы получить от сессии реальный результат, всем сотрудникам всех подразделений важно понимать, куда двигаться. Одно из наиболее простых и доступных средств — визуализация. Чем нагляднее схема работы, тем проще добиться нужных результатов. Востребованный вариант визуализации — онлайн-доски. Чтобы разобраться, как с помощью онлайн-досок визуализировать планирование, мы обратились к продуктовому маркетологу бизнес-юнита «Доски» Ксении Макаровой.
Эксперт отмечает, что МТС Линк Доски — это очень простой инструмент для планирования. Большой плюс в том, что каждый, кто работает с онлайн-досками, может подобрать для себя оптимальный вариант визуализации. Планирование начинают даже с простого подбора стикеров с задачами на квартал (1 стикер — 1 задача). Уже на следующем этапе эти стикеры группируют в зависимости, например, от важности задачи для целей отдела, по временным затратам, по сотрудникам, которые будут реализовывать задачи, или по другим метрикам.
Большое преимущество досок — их простота и низкий порог входа. Здесь нет единого варианта шаблона, ведь перед каждой командой стоят разные задачи. Но постепенно команды могут прийти к оптимальному формату планирования и доработать под него свои шаблоны. На онлайн-доске можно планировать всё: глобальные цели, квартальный роадмап, запуск продукта, план подготовки мероприятия и многое другое.

Шаблон Roadmap в МТС Линк Досках, который можно оформить под себя и заполнить любыми подходящими задачами
Заключение
PI-планирование — планирование инкремента продукта. То есть результата, на который команда ориентирована после завершения одного из scrum-циклов. Обычно сессия такого планирования длится от нескольких часов до нескольких дней. Чем подробнее и чётче будет продуман план на сессии, тем понятнее получится ход достижения целей. А чтобы сделать PI-планирование проще и нагляднее, рекомендуем обратиться к онлайн-доскам — удобному инструменту визуализации.
Возможно, вам будут интересны другие статьи про планирование:
В погоне за дедлайнами. Пройдите тест и узнайте, какой стиль планирования работы вам подходит
Как планировать рабочие встречи и почему иногда лучше сообщение, чем созвон: советы экспертов
Как эффективно планировать спринты и справляться с форс-мажорами: пошаговый план от scrum-тренера
Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа
Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту