Красные флаги бесполезных созвонов: как понять, что встреча не нужна, и объяснить это коллегам

Ситуация: «В день у меня по несколько созвонов. На некоторых из них я теряю драгоценное время на беседу ни о чём, отвечаю на одни и те же вопросы. А вместо этого мог бы сделать что-то полезное. Как научиться определять заранее необходимость созвона и сказать коллегам (особенно начальнику), что встреча будет лишней?»

Отвечает Татьяна Константинова, бизнес-коуч, автор канала «Константинова Консалтинг» и наставник по управлению командами и повышению эффективности взаимодействия

//

Откуда берутся «лишние» созвоны

Чтобы избавиться от пожирателей бесценного времени, нужно зреть в корень, то есть понять, откуда берутся созвоны, которых можно избежать. Есть две причины.

//

1. Недостаточная организация рабочего процесса и времени

Если вы чувствуете, как на созвонах топчитесь на месте и обсуждаете один и тот же проект по кругу, попробуйте внедрить гибкие методы управления, используйте канбан-доски и составляйте адженду (например, в МТС Линк Досках), то есть список вопросов для обсуждения. Так сотрудники будут понимать цель созвона и придерживаться повестки дня.

 

Шаблон адженды в МТС Линк Досках

//

2. Отсутствие системы отчётности

Количество созвонов может расти, если у команды недостаточно обратной связи и понимания процессов.

//

Признаки ненужного созвона

Я рекомендую проверить, действительно ли у предстоящего созвона есть объективные красные флаги. Созвон не нужен, если:

  • все необходимые детали уже изложены в письменной форме и не требуют дополнительного объяснения;
  • у участников нет вопросов или неясностей по задаче;
  • коллеги находятся в разных часовых поясах и это создаёт множество неудобств;
  • команда перегружена задачами и срочными проектами;
  • вопросы не требуют визуальной демонстрации и другого синхронного взаимодействия. 

Решение может быть разным, но в первую очередь, прежде чем приглашать коллег на звонок, подумайте, не лучше ли обсудить вопросы в переписке. Возможно, так будет эффективнее.

Если вышеперечисленных признаков у предстоящей встречи нет, подумайте о внутренних причинах нежелания идти на контакт. Это может быть страх перед руководителем, переутомление, чувство враждебности, исходящее от коллег, или неуверенность в себе и своих компетенциях. Тогда на созвон лучше пойти, а в причинах разобраться отдельно — например, с карьерным коучем.

//

В каком случае созвон необходим

Без созвона никак не обойтись, если предстоит:

  • обсуждение сложных тем, которые требуют детального объяснения;
  • командная работа, например обмен идеями и мнениями;
  • решение вопроса в сжатые сроки, когда необходимо срочно принять или согласовать решение;
  • получение обратной связи, когда необходимо услышать мнение коллег по важным проектам или задачам.

Оптимальное количество созвонов зависит от задач, загруженности и других параметров. Чаще всего в неделю достаточно одного-двух созвонов о статусе выполнения проекта. Этого хватит, чтобы поддерживать общение и обсуждать текущие задачи. По острым вопросам можно созваниваться по мере необходимости, чтобы не затягивать срочные решения.

//

Как обозначить, что созвон не нужен

Если вы всё же поняли, что созвон не нужен, вам предстоит непростая, но необходимая задача — сообщить об этом коллегам. Вот варианты, как сделать это максимально экологично.

  • Если вы решили не приходить на созвон, предупредите об этом как можно раньше, чтобы коллеги могли учесть это при планировании дня. Возможно, коллеги отменят или перенесут встречу.
  • Будьте вежливы и укажите причину отсутствия.
  • Предложите альтернативу. Сообщите, когда вы будете доступны для обсуждения повестки.
  • Если у вас есть обоснованные причины полагать, что созвон неэффективный, вы можете об этом упомянуть. Формулировки могут быть следующими: «На мой взгляд, мы можем обсудить это в переписке», «Есть вероятность, что вопрос не столь критичен для общего обсуждения».
//

Как сделать онлайн-встречу эффективнее

Иногда сотрудники так боятся «нарваться» на ненужный созвон, что причисляют это опасение к корпоративным фобиям. Чтобы такого не случилось, я рекомендую делать онлайн-встречи максимально эффективными. Для этого учтите несколько моментов. 

//

Подготовьте повестку созвона

Разошлите информацию до встречи, чтобы участники знали, чего ожидать, и успели подготовиться.

//

Определите цели встречи

Чётко обозначьте, чего вы хотите достичь и к какому результату прийти.

//

Назначьте модератора

Кто-то из участников встречи должен её вести, чтобы поддерживать порядок.

//

Ограничьте время

Установите таймер для каждой темы, чтобы не затягивать обсуждение и успеть обговорить все запланированные вопросы.

//

Используйте видео

Включённая камера в сервисе для онлайн-звонков — правило хорошего тона, которое помогает создать более личное взаимодействие.

//

Фиксируйте ключевые моменты

Назначьте кого-то для ведения конспекта или используйте функции записи, если остальные участники на это согласны. Такая функция есть в МТС Линк Встречах.

//

Соблюдайте регламент

Уважайте время всех участников и придерживайтесь намеченного расписания.

//
//

Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа

Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту