Знания без преград: как организовать дистанционное и электронное обучение и чем они отличаются

МТС Линк Вебинары
Сервис для вебинаров и онлайн-обучения
  • Контроль вовлечённости
  • Разделение на группы
  • Тесты и опросы

К 2025 году уже более 60% россиян обучались в онлайне. Почти половина из них считает, что дистанционный формат помогает быстро освоить новую профессию. Но организация дистанционного и электронного обучения требует соблюдения ряда требований российского законодательства, с которыми сталкиваются как образовательные организации, так и сами преподаватели. Разобрались, в чём отличие дистанционного обучения от электронного, что нужно для перехода в онлайн и почему кибербезопасность — требование номер один для обучения. 

Организация дистанционного и электронного обучения — это выстраивание образовательного процесса с использованием цифровых технологий. В него входит подбор платформ и методик, контроль знаний и соблюдение нормативных требований.

Этот материал создан с участием экспертов:

  • юриста и автора телеграм-канала «Право имею» Андрея Мочалкина
  • LXD (Learning experience designer) Центрального университета, приглашённого эксперта мастер-классов Института образования НИУ ВШЭ, образовательного консультанта и автора телеграм-канала «На старт, внимание, курс» Александры Осиповой.

В чём разница между электронным и дистанционным обучением

Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», дистанционное и электронное обучение — это разные понятия. 

«Важно отметить: электронное и дистанционное обучение не выделены как самостоятельные формы получения образования (ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Иными словами, электронное и дистанционное обучение — это технологии, а не отдельные „формы“ обучения (как, например, очная, заочная, очно-заочная)», — уточнил юрист Андрей Мочалкин.

Дистанционное обучение

Это образование, при котором преподаватели и обучающиеся занимаются не очно, а на расстоянии, с помощью интернет-технологий: видеосвязи, чатов, онлайн-платформ.

«Дистанционное обучение (или „дистант“, как называют формат в школах и вузах), бывает синхронным, асинхронным и гибридным. Например, занятия преподавателя с группой могут проходить в реальном времени, а тесты и домашние задания студенты прикрепляют позже в LMS (от англ. learning management system — система управления обучением — ред.)», — пояснила образовательный консультант Александра Осипова.

Электронное обучение

Формат e-learning (так иначе называют электронное обучение) — это образование с применением баз данных, информационных и телекоммуникационных технологий. Студенты не встречаются с преподавателями в реальном времени. Вместо этого они получают задание, например: 

  • прочитать текст 
  • законспектировать лекцию
  • выполнить упражнение. 

Позже преподаватель проверяет работу и даёт обратную связь. Организация электронного обучения не всегда предполагает онлайн-занятия. 

Электронное обучение не обязательно проходит удалённо. Это может быть обучение с использованием электронных ресурсов и технологий в очной (аудиторной) форме обучения.

Автор - Андрей Мочалкин
Андрей Мочалкин
Юрист

Студент может проходить программу на территории вуза, но в локальной сети. Например, читать учебники в закрытой электронной библиотеке.

Образовательные программы можно конструировать в сервисе для создания онлайн-курсов и организации обучения МТС Линк Курсы. Инструмент позволяет оценивать знания при помощи тестирования, отслеживать прогресс каждого студента, делиться обновлениями программы в ленте новостей. Платежи за обучение авторы курсов могут принимать прямо через сервис — они соответствуют закону № 54-ФЗ. 

«Чаще всего термин „электронное обучение“ я слышу в контексте корпоративного обучения. На самом деле образовательный процесс в обоих форматах похож. И в электронном, и в дистанционном обучении слушатели взаимодействуют с образовательной средой через гаджеты и ПО», — поделилась Александра Осипова.

Что учесть при организации дистанционного и электронного обучения

Согласно постановлению Правительства РФ, с 1 сентября 2024 года с помощью дистанционных образовательных технологий и электронного обучения можно проводить учебные и практические занятия, контрольные, зачёты и итоговую аттестацию. 

Правила распространяются на школы, колледжи, вузы, а также на образовательные организации, которые проводят дополнительное обучение, переподготовку и повышение квалификации.

«Закон (и связанные подзаконные акты) допускает, что образовательные организации могут применять как электронное обучение, так дистанционные образовательные технологии. Но не всё можно перевести онлайн — особенно аттестацию, экзамены, защиту дипломов. Такие вещи чаще остаются в очном формате. Для некоторых профессий исключительно дистанционное обучение может быть запрещено или ограниченно», — подчеркнул Андрей Мочалкин.

Например, согласно приказу Минпросвещения России № 76946, монтажники трубопроводов, мастера отделочных, строительных и декоративных работ, фельдшеры, фармацевты и некоторые другие специалисты не могут учиться только онлайн.

Организация удалённого обучения — это многоэтапный процесс, в котором важно учесть требования законодательства и педагогические принципы. Ниже — ключевые этапы планирования. 

Программное обеспечение

С 1 января 2023 года школы и колледжи могут пользоваться только государственными электронными информационно-образовательными средами, такими как платформа «Моя школа». Вузы, техникумы и училища могут выбирать подходящие решения из Единого реестра российского ПО. В этот список входит, например, платформа для коммуникаций, обучения и совместной работы МТС Линк

«Как экс-сотрудник „Лаборатории Касперского“ считаю кибербезопасность важнейшим критерием при выборе ПО. Несколько лет назад мы столкнулись с деградацией зарубежных решений для обучения. Сегодня все потребности в сфере образования полностью закрываются российскими провайдерами. Существуют экосистемы со всем необходимым для цифрового обучения», — отметила Александра Осипова.

Также вузы обязаны передавать данные о студентах в федеральную систему «Современная цифровая образовательная среда». Благодаря этому учащиеся могут через личный кабинет на «Госуслугах» отслеживать успеваемость в электронной зачётной книжке.

Для аттестации можно использовать биометрическую идентификацию через ЕБС (Единую биометрическую систему) и ЕСИА (Единую систему идентификации и аутентификации). Для этого нужно подключить систему к «Госуслугам» и получить от студента согласие на обработку биометрических данных.

Техническое оснащение

Эксперт считает, что база успешного обучения в онлайне, — это качественная связь, звук и картинка.

Если есть сомнения в Wi-Fi, подключитесь к интернету через кабель. Лекторам и менторам нужна качественная гарнитура, студентам — хорошие наушники с шумоподавлением, и тем, и другим — тихое место. Для улучшения картинки подойдёт кольцевая лампа, размещённая перед компьютером. Ещё выигрышно смотрятся фирменные виртуальные фоны, например, с логотипом вуза или компании.

Автор - Александра Осипова
Александра Осипова
Образовательный консультант

Например, в сервис для онлайн-обучения и вебинаров МТС Линк Вебинары встроена функция шумоподавления. Она позволяет преподавателю вести онлайн-занятия из дома, даже если за стенкой идёт ремонт. Благодаря технологии шумоподавления студенты услышат лекцию без перебоев и постороннего шума.

А вот в ситуации, когда шумно у самого студента, выручит функция автоматических субтитров. После мероприятия из субтитров сформируется текстовая расшифровка, доступная в личном кабинете

Как разработать курс, который подойдёт для дистанционного и электронного обучения

Чтобы удалённое обучение принесло максимум пользы, Александра Осипова рекомендует выбирать платформы с видеозвонками и возможностями для совместной работы. 

На платформе для организации дистанционного и электронного обучения МТС Линк есть всё необходимое для проведения лекций, консультаций, потоковых вебинаров, создания онлайн-курсов с синхронным и асинхронным прохождением, онлайн-тестирования, опросов и сбора обратной связи.

Ниже — несколько практических рекомендаций от образовательного консультанта.

1. Подключайте работу в команде

Создавайте отдельные комнаты и разбивайте учащихся на группы для выполнения заданий и обсуждений.

«Мой любимый инструмент — доски для совместной работы, такие как МТС Линк Доски. Групповая динамика помогает студентам чувствовать социальную поддержку, перенимать опыт и не ощущать себя наедине с бездушным компьютером. Устройте peer-to-peer-оценивание, чтобы студенты давали связь друг другу», — порекомендовала Александра Осипова.

2. Упрощайте доступ к контенту

У LMS должен был удобный интерфейс и мобильная версия. 

«Чтобы студент мог в транспорте, на пробежке или в очереди послушать материал и подготовиться к заданию. Пуш-уведомления и интеграция с календарём тоже важны, они наладят тайм-менеджмент», — добавила эксперт. 

Чтобы проверить, насколько удобна площадка, образовательный консультант рекомендует заказать демодоступ и пройти путь студента. 

Попросите потенциального обучающегося прокликать интерфейс и понаблюдайте, что интуитивно понятно, а что нет.

Автор - Александра Осипова
Александра Осипова
Образовательный консультант

Быстрый доступ к важной информации должен быть не только у слушателей, но и у преподавателей. Важно, чтобы лектор даже во время демонстрации экрана мог видеть чат, где студенты задают вопросы.

3. Давайте обратную связь

По наблюдению эксперта, учащиеся переживают, если не получают обратную связь. Поэтому преподавателям нужно заранее обозначать сроки и критерии оценки.

«Разместите на доске стикеры, где студенты смогут вписывать вопросы, а вы — отвечать на них в течение пары дней», — поделилась лайфхаком Александра Осипова.

Учащимся полезно видеть, как они продвигаются: что уже освоили, а что ещё предстоит изучить. Визуализировать прогресс можно с помощью SJM (от англ. student journey map — карта пути студента). Отмечайте на карте основные разделы курса, занятия, контрольные точки.

Один из вариантов карты пути студента, собрать её можно вручную в МТС Линк Досках

«Во время пандемии я преподавала HR-дисциплины в НИУ ВШЭ. Мне пришлось переводить традиционные очные семинары в онлайн. Тогда я поняла: можно как перенести офлайн-курс в цифру, так и спроектировать обучение специально под онлайн. Главное для этого — творчество и интуиция», — резюмировала эксперт.

Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа

Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту