К 2025 году уже более 60% россиян обучались в онлайне. Почти половина из них считает, что дистанционный формат помогает быстро освоить новую профессию. Но организация дистанционного и электронного обучения требует соблюдения ряда требований российского законодательства, с которыми сталкиваются как образовательные организации, так и сами преподаватели. Разобрались, в чём отличие дистанционного обучения от электронного, что нужно для перехода в онлайн и почему кибербезопасность — требование номер один для обучения.
Организация дистанционного и электронного обучения — это выстраивание образовательного процесса с использованием цифровых технологий. В него входит подбор платформ и методик, контроль знаний и соблюдение нормативных требований.
Этот материал создан с участием экспертов:
юриста и автора телеграм-канала «Право имею» Андрея Мочалкина
LXD (Learning experience designer) Центрального университета, приглашённого эксперта мастер-классов Института образования НИУ ВШЭ, образовательного консультанта и автора телеграм-канала «На старт, внимание, курс» Александры Осиповой.
В чём разница между электронным и дистанционным обучением
Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», дистанционное и электронное обучение — это разные понятия.
«Важно отметить: электронное и дистанционное обучение не выделены как самостоятельные формы получения образования (ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Иными словами, электронное и дистанционное обучение — это технологии, а не отдельные „формы“ обучения (как, например, очная, заочная, очно-заочная)», — уточнил юрист Андрей Мочалкин.
Дистанционное обучение
Это образование, при котором преподаватели и обучающиеся занимаются не очно, а на расстоянии, с помощью интернет-технологий: видеосвязи, чатов, онлайн-платформ.
«Дистанционное обучение (или „дистант“, как называют формат в школах и вузах), бывает синхронным, асинхронным и гибридным. Например, занятия преподавателя с группой могут проходить в реальном времени, а тесты и домашние задания студенты прикрепляют позже в LMS (от англ. learning management system — система управления обучением — ред.)», — пояснила образовательный консультант Александра Осипова.
Электронное обучение
Формат e-learning (так иначе называют электронное обучение) — это образование с применением баз данных, информационных и телекоммуникационных технологий. Студенты не встречаются с преподавателями в реальном времени. Вместо этого они получают задание, например:
прочитать текст
законспектировать лекцию
выполнить упражнение.
Позже преподаватель проверяет работу и даёт обратную связь. Организация электронного обучения не всегда предполагает онлайн-занятия.
Электронное обучение не обязательно проходит удалённо. Это может быть обучение с использованием электронных ресурсов и технологий в очной (аудиторной) форме обучения.
Андрей Мочалкин
Юрист
Студент может проходить программу на территории вуза, но в локальной сети. Например, читать учебники в закрытой электронной библиотеке.
Образовательные программы можно конструировать в сервисе для создания онлайн-курсов и организации обучения МТС Линк Курсы. Инструмент позволяет оценивать знания при помощи тестирования, отслеживать прогресс каждого студента, делиться обновлениями программы в ленте новостей. Платежи за обучение авторы курсов могут принимать прямо через сервис — они соответствуют закону № 54-ФЗ.
«Чаще всего термин „электронное обучение“ я слышу в контексте корпоративного обучения. На самом деле образовательный процесс в обоих форматах похож. И в электронном, и в дистанционном обучении слушатели взаимодействуют с образовательной средой через гаджеты и ПО», — поделилась Александра Осипова.
Что учесть при организации дистанционного и электронного обучения
Согласно постановлению Правительства РФ, с 1 сентября 2024 года с помощью дистанционных образовательных технологий и электронного обучения можно проводить учебные и практические занятия, контрольные, зачёты и итоговую аттестацию.
Правила распространяются на школы, колледжи, вузы, а также на образовательные организации, которые проводят дополнительное обучение, переподготовку и повышение квалификации.
«Закон (и связанные подзаконные акты) допускает, что образовательные организации могут применять как электронное обучение, так дистанционные образовательные технологии. Но не всё можно перевести онлайн — особенно аттестацию, экзамены, защиту дипломов. Такие вещи чаще остаются в очном формате. Для некоторых профессий исключительно дистанционное обучение может быть запрещено или ограниченно», — подчеркнул Андрей Мочалкин.
Например, согласно приказу Минпросвещения России № 76946, монтажники трубопроводов, мастера отделочных, строительных и декоративных работ, фельдшеры, фармацевты и некоторые другие специалисты не могут учиться только онлайн.
Организация удалённого обучения — это многоэтапный процесс, в котором важно учесть требования законодательства и педагогические принципы. Ниже — ключевые этапы планирования.
Программное обеспечение
С 1 января 2023 года школы и колледжи могут пользоваться только государственными электронными информационно-образовательными средами, такими как платформа «Моя школа». Вузы, техникумы и училища могут выбирать подходящие решения из Единого реестра российского ПО. В этот список входит, например, платформа для коммуникаций, обучения и совместной работы МТС Линк.
«Как экс-сотрудник „Лаборатории Касперского“ считаю кибербезопасность важнейшим критерием при выборе ПО. Несколько лет назад мы столкнулись с деградацией зарубежных решений для обучения. Сегодня все потребности в сфере образования полностью закрываются российскими провайдерами. Существуют экосистемы со всем необходимым для цифрового обучения», — отметила Александра Осипова.
Также вузы обязаны передавать данные о студентах в федеральную систему «Современная цифровая образовательная среда». Благодаря этому учащиеся могут через личный кабинет на «Госуслугах» отслеживать успеваемость в электронной зачётной книжке.
Для аттестации можно использовать биометрическую идентификацию через ЕБС (Единую биометрическую систему) и ЕСИА (Единую систему идентификации и аутентификации). Для этого нужно подключить систему к «Госуслугам» и получить от студента согласие на обработку биометрических данных.
Эксперт считает, что база успешного обучения в онлайне, — это качественная связь, звук и картинка.
Если есть сомнения в Wi-Fi, подключитесь к интернету через кабель. Лекторам и менторам нужна качественная гарнитура, студентам — хорошие наушники с шумоподавлением, и тем, и другим — тихое место. Для улучшения картинки подойдёт кольцевая лампа, размещённая перед компьютером. Ещё выигрышно смотрятся фирменные виртуальные фоны, например, с логотипом вуза или компании.
Александра Осипова
Образовательный консультант
Например, в сервис для онлайн-обучения и вебинаров МТС Линк Вебинары встроена функция шумоподавления. Она позволяет преподавателю вести онлайн-занятия из дома, даже если за стенкой идёт ремонт. Благодаря технологии шумоподавления студенты услышат лекцию без перебоев и постороннего шума.
А вот в ситуации, когда шумно у самого студента, выручит функция автоматических субтитров. После мероприятия из субтитров сформируется текстовая расшифровка, доступная в личном кабинете
Как разработать курс, который подойдёт для дистанционного и электронного обучения
Чтобы удалённое обучение принесло максимум пользы, Александра Осипова рекомендует выбирать платформы с видеозвонками и возможностями для совместной работы.
На платформе для организации дистанционного и электронного обучения МТС Линк есть всё необходимое для проведения лекций, консультаций, потоковых вебинаров, создания онлайн-курсов с синхронным и асинхронным прохождением, онлайн-тестирования, опросов и сбора обратной связи.
Ниже — несколько практических рекомендаций от образовательного консультанта.
1. Подключайте работу в команде
Создавайте отдельные комнаты и разбивайте учащихся на группы для выполнения заданий и обсуждений.
«Мой любимый инструмент — доски для совместной работы, такие как МТС Линк Доски. Групповая динамика помогает студентам чувствовать социальную поддержку, перенимать опыт и не ощущать себя наедине с бездушным компьютером. Устройте peer-to-peer-оценивание, чтобы студенты давали связь друг другу», — порекомендовала Александра Осипова.
2. Упрощайте доступ к контенту
У LMS должен был удобный интерфейс и мобильная версия.
«Чтобы студент мог в транспорте, на пробежке или в очереди послушать материал и подготовиться к заданию. Пуш-уведомления и интеграция с календарём тоже важны, они наладят тайм-менеджмент», — добавила эксперт.
Чтобы проверить, насколько удобна площадка, образовательный консультант рекомендует заказать демодоступ и пройти путь студента.
Попросите потенциального обучающегося прокликать интерфейс и понаблюдайте, что интуитивно понятно, а что нет.
Александра Осипова
Образовательный консультант
Быстрый доступ к важной информации должен быть не только у слушателей, но и у преподавателей. Важно, чтобы лектор даже во время демонстрации экрана мог видеть чат, где студенты задают вопросы.
По наблюдению эксперта, учащиеся переживают, если не получают обратную связь. Поэтому преподавателям нужно заранее обозначать сроки и критерии оценки.
«Разместите на доске стикеры, где студенты смогут вписывать вопросы, а вы — отвечать на них в течение пары дней», — поделилась лайфхаком Александра Осипова.
Учащимся полезно видеть, как они продвигаются: что уже освоили, а что ещё предстоит изучить. Визуализировать прогресс можно с помощью SJM (от англ. student journey map — карта пути студента). Отмечайте на карте основные разделы курса, занятия, контрольные точки.
Один из вариантов карты пути студента, собрать её можно вручную в МТС Линк Досках
«Во время пандемии я преподавала HR-дисциплины в НИУ ВШЭ. Мне пришлось переводить традиционные очные семинары в онлайн. Тогда я поняла: можно как перенести офлайн-курс в цифру, так и спроектировать обучение специально под онлайн. Главное для этого — творчество и интуиция», — резюмировала эксперт.