Продуктовый маркетолог бизнес-юнита «Обучение» в МТС Линк
Эксперт
Виктория Аргышева
СЕО Норм агентства
Сервисы МТС Линк
Всё для общения и работы в онлайне
Видеозвонки и чаты
Вебинары и онлайн-курсы
Онлайн-доска
Автовебинар — это заранее записанная трансляция, которая имитирует прямой эфир. Формат особенно полезен, когда нужно десятки, сотни или тысячи раз передать аудитории одну и ту же информацию. Успех автовебинара напрямую зависит от подготовки. Если плохо продумать сценарий, выбрать неактуальную тему или пригласить скучного спикера, зрители просто не досмотрят видео. Вместе с продуктовым маркетологом бизнес-юнита «Обучение» в МТС Линк Эльвиной Шарафутдиновой и СЕО Норм агентства Викторией Аргышевой разобрались, какие ещё ошибки помешают организовать интересный, востребованный автовебинар.
Виктория Аргышева — СЕО Норм агентства. Это онлайн-агентство по созданию образовательных проектов и вебинаров для бизнеса
С какими рисками можно столкнуться при создании автовебинаров
По словам СЕО Норм агентства Виктории Аргышевой, основной риск в том, что организатор может потратить много ресурсов, но материал всё равно останется невостребованным и расходы не окупятся. Чтобы этого не допустить, эксперт рекомендует следовать такому алгоритму:
выбрать тему
провести несколько вебинаров и попробовать разные сценарии (например, поменять местами блоки внутри вебинара)
записать автовебинар по выбранной теме или смонтировать трансляцию из записей вебинаров
создать цепочку приглашений на эфир.
Продуктовый маркетолог бизнес-юнита «Обучение» в МТС Линк Эльвина Шарафутдинова считает, что аудитория может разочароваться тем, что посмотрела запись, а не живой эфир. Даже если трансляция поставлена на поток, у зрителей должно оставаться ощущение реальности и уникальности происходящего.
Эту задачу можно решить с помощью платформы для создания автовебинаров с имитацией прямого эфира. Такая опция есть в сервисе для онлайн-обучения и вебинаров МТС Линк Вебинары. Здесь можно настроить тайминг, тогда мероприятие будет транслироваться по чёткому сценарию:
за несколько минут до начала трансляции открывается вебинарная комната
постепенно участники подключаются и общаются друг с другом
в назначенное время начинается трансляция
в финальной части открывается страница со ссылкой на оформление заявки или регистрацию на сайте
после завершения трансляции вебинарная комната закрывается.
Виктория Аргышева делится лайфхаком: чтобы автовебинар смотрели охотнее и запускали чаще, нужно установить ограниченный тайминг на трансляцию. К примеру, сообщить пользователям, что запись эфира будет доступна только 24 часа.
Выделим несколько основных ошибок проведения автовебинаров, которые допускают организаторы.
Плохо продуман сценарий
Программа вебинара должна существовать «вне времени». Не должно быть упоминаний дат, привязки к актуальным новостям или событиям.
❌ Вчера состоялась крупная конференция по вопросам маркетинга в IT.
✅ На крупной конференции по вопросам маркетинга в IT обсуждались важные проблемы отрасли.
Виктория Аргышева отмечает, что важно работать с вопросами. Спикеру нужно сыграть на опережение и ответить на максимальное количество вопросов, которые могут возникнуть у аудитории.
Контент, который организаторы доносят до зрителей, должен быть ценным и полезным настолько, чтобы стало неважно, как он транслируется, в прямом эфире или в записи.
В большинстве случаев во время автовебинара зрители просто смотрят видео. Из-за этого пользователь не чувствует себя участником процесса: никто не просит поделиться мнением или написать в чат ответ на вопрос. Это может снизить интерес к продукту.
Чтобы показать аудитории её нужность, Эльвина Шарафутдинова даёт следующие рекомендации:
пригласите модератора, чтобы он поддерживал активность в чате и приглашал зрителей к обсуждению
проведите опрос или голосование, чтобы собрать обратную связь и лучше узнать потребности целевой аудитории
проанализируйте поведение зрителей, чтобы выявить сильные и слабые стороны автовебинара.
В сервисе МТС Линк Вебинары есть встроенные инструменты для повышения вовлечённости аудитории. Например, тесты и опросы добавляют «живости» и помогают лучше понять зрителей. Во время трансляции участники могут ставить реакции — это позволяет отследить, какие реплики вызывают наибольший отклик и какого он характера: положительного или отрицательного.
Также можно добавить всплывающие баннеры, чтобы участники могли перейти на другие полезные страницы. Баннеры легко редактировать и обновлять.
Ещё одна ошибка при запуске автовебинаров касается продолжительности трансляции. Если автовебинар закончится слишком быстро, то зрители не успеют осознать ценность продукта или вникнуть в тему. Если трансляция затянется, то зрители начнут отключаться. Оптимальная продолжительность автовебинара, по мнению экспертов, — 40–60 минут.
По окончании мероприятия работа с аудиторией не заканчивается — наступает этап аналитики. В сервисе МТС Линк Вебинары организаторы события получают доступ к статистике: кто смотрел автовебинар, в какой момент присоединился, какие реакции ставил. На основе этих данных можно скорректировать сценарий или подготовить тематическую рассылку.
Подробная статистика участников доступна в формате xls в личном кабинете
Неочевидные ошибки при создании автовебинаров
Кроме главных ошибок со сценарием, продолжительностью и настройкой трансляции, есть и другие, менее очевидные факторы, от которых зависит успех автовебинара.
«Скоропортящаяся» тема
Виктория Аргышева рассказала о «выгорании» автовебинара — это процесс утраты интереса со стороны аудитории. По словам эксперта, в среднем выгорание происходит через 6–8 месяцев после запуска. Но бывает, что тема теряет актуальность уже через пару месяцев.
Чтобы вебинар не пропал, нужно выбирать «вечнозелёные» темы — те, которые будут долго востребованы у зрителей.
❌ Тема: «Особенности налогового законодательства в 2025 году».
✅ Тема: «Какие скиллы нужно прокачать, чтобы быстро продвинуться по карьерной лестнице».
Развитие компетенций и навыков актуально всегда, а вот изменения в налоговом кодексе могут появиться уже через пару месяцев.
Введение зрителей в заблуждение
Иногда зрители уверены, что смотрят прямой эфир. Чтобы их не обманывать, Виктория Аргышева рекомендует:
разместить на лендинге информацию о контенте, к которому пользователь получит доступ, при этом публиковать точные даты и время эфира не нужно
отправить зрителю сообщение перед началом трансляции, что через 15–20 минут начнётся повтор вебинара
дать участникам возможность задавать вопросы экспертам или методистам и получать оперативную обратную связь.
Если зрители спрашивают, смотрят ли они вебинар или автовебинар, организаторы обязаны честно сообщить, что транслируется запись. Можно пояснить, что прямой эфир состоялся несколько дней назад, а сегодня зрителям предоставляется возможность посмотреть его повтор.
Обманывать аудиторию недопустимо: это навредит репутации. Зрителям легко определить, идёт запись или прямой эфир, — достаточно обратить внимание на детали или задать вопрос в чате и понаблюдать, появится ли ответ.
На одном из автовебинаров наш спикер расшарил экран для показа презентации и зрители увидели часы на мониторе компьютера. Дата и время на экране спикера не совпадали с тем временем, когда шла трансляция. Зрители поняли, что это автовебинар, и начали задавать вопросы. Скандала удалось избежать только потому, что мы в самом начале эфира предупредили: это запись прошедшего вебинара.
Виктория Аргышева
СЕО Норм агентства
Также эксперт добавляет, что лучше делать не автовебинары отдельно, а создавать полноценные маркетинговые воронки, внутрь которых «вшиты» автовебинары.
По словам Виктории Аргышевой, при создании автовебинаров с участием блогеров или других медийных лиц нужно следить, чтобы их внешность в записи не отличалась от текущего внешнего вида. Например, подписчики знают, что блогер изменил причёску, цвет волос или сделал татуировку, а на записи он в прежнем образе. Аудитория сразу поймёт, что видео старое. Это может резко снизить интерес к контенту.
Чтобы избежать этого, выбирайте нейтральные образы «вне времени». Можно использовать очки, головные уборы или другие аксессуары — они будут притягивать взгляд и отвлекут от других деталей.
Когда автовебинар создаётся для бренда, а не для медийного лица, то требования к образу спикера не такие жёсткие. На таких автовебинарах выступают, как правило, эксперты. Зрители вряд ли следят за их личной жизнью и изменениями во внешности.