Оптимизировать расходы на 30%: как эффективно перевести курсы из офлайна в онлайн

Организовать логистику, потратить десятки тысяч рублей бюджета на командировочные, занять несколько рабочих дней сотрудников — иногда обучение может требовать много ресурсов. Но есть вариант запустить процесс быстрее и проще и перевести обучение из офлайн-формата в онлайн. 

Вместе с продуктовым маркетологом бизнес-юнита «Обучение» МТС Линк Эльвиной Шарафутдиновой и руководителем отдела обучения и клиентского опыта Инной Колесниковой разобрались, как комфортно перевести учебный курс в онлайн и сколько в среднем такое обучение экономит времени на освоении материала.

Зачем переводить курсы из офлайна в онлайн

Продуктовый маркетолог бизнес-юнита «Обучение» МТС Линк Эльвина Шарафутдинова поделилась, что перевод курсов в онлайн-формат расширяет аудиторию, повышает доступность и гибкость получения знаний. Для корпоративного обучения такой переход сокращает расходы. Например, в случае с ОТП Банком удалось оптимизировать затраты на 30% за счет перевода обучения в онлайн. Это сократило траты на командировки, аренду помещения и другие позиции. 

«Онлайн-обучение открывает мир образования из любой точки планеты и в любое время. Это стало востребовано после пандемии. Но помните, что не каждый курс подходит для такого формата. Например, физические навыки лучше осваивать в практической обстановке с непосредственным взаимодействием с преподавателем», — рассказала Эльвина Шарафутдинова.

При этом для экспертов, привыкших к офлайн-выступлениям, переход в онлайн даёт инструменты, которые помогут масштабировать аудиторию, работать с людьми из разных уголков мира и уменьшать затраты на организацию курсов. Ещё онлайн-формат предоставляет инструменты для анализа успеваемости студентов. Это помогает преподавателю лучше понимать потребности аудитории и адаптировать курс под них. 

Преимущества онлайн-формата

Онлайн-формат предлагает такие выгоды:

Гибкость и масштабируемость

Руководители компаний отмечают, что онлайн-обучение минимально отрывает сотрудников от исполнения их рабочих обязанностей. В результате продуктивность компании не страдает.

Экономия времени

Как отмечает Эльвина Шарафутдинова, в среднем грамотное онлайн-обучение сокращает время освоения материала на 40–60% по сравнению с традиционными офлайн-тренингами.

Снижение затрат

Компании сокращают расходы на обучение на 30% за счёт отсутствия командировок, аренды помещений и выдачи печатных материалов.

Персонализация обучения

90% корпоративных LMS-платформ используют аналитику и адаптивные алгоритмы, чтобы подстраивать курсы под уровень знаний и потребности сотрудников.

Рост вовлечённости

Большинство сотрудников предпочитают дистанционное обучение, потому что так студент проходит курс в подходящем ему темпе и формате. Плюс — есть экспертные рабочие механики для проведения интерактивов. 

Круглосуточный доступ к знаниям

Сотрудники открывают курсы в комфортное время, поэтому это не сказывается на их выработке так сильно, как при офлайн-формате.

Эльвина Шарафутдинова выделяет такие практические преимущества онлайн-курсов:

  • функция записи курсов и тренингов;
  • доступ к материалам для студентов 24/7;
  • оперативное обновление контента и обеспечение дополнительных материалов;
  • организация курсов дистанционного обучения облегчает общение между студентами (группы, личные чаты);
  • налаживание процесса получения обратной связи через тесты и анкеты;
  • использование ИИ-инструментов (транскрибация, хайлайты), — как отмечает эксперт, 70% студентов активнее задают вопросы и участвуют в обсуждениях в онлайн-чатах, чем на офлайн-занятиях.

А ещё можно проводить интерактивные квизы и опросы в режиме онлайн, например с помощью сервиса МТС Линк Формы, для повышения вовлечения в процесс.

Оптимизировать расходы на 30%: как эффективно перевести курсы из офлайна в онлайн | Фото Frame 2085656002

Тест в МТС Линк Формах

Как проводят онлайн-курсы

Чтобы разобраться, как онлайн-обучение проводится на практике, обратились к Инне Колесниковой, руководителю отдела обучения и клиентского опыта в МТС Линк. Она поделилась, какие этапы проходит идея от момента её формирования до итогового запуска.

Первый этап. Получение запроса на курс от заказчика

Запрос может прийти из разных каналов. Например, от эксперта-разработчика продукта, от руководителя отдела продаж и даже от самих сотрудников в анкетах обратной связи. Это станет базой для создания обучения.

Второй этап. Брифование

На этом этапе составляется чёткая программа обучения: определяется цель курса в простой и понятной формулировке, целевая аудитория, метрики эффективности (как мы поймём, что обучение прошло результативно), содержание курса и наполнение каждого пункта. Также прописывается формат ведения уроков, собираются все исходные материалы, формируется состав разработчиков, экспертов и согласующих. Ещё на втором этапе устанавливают и согласовывают сроки разработки курса. Обычно брифование проходит в формате интервью с экспертами и заказчиками. 

Третий этап. Создание драфта или черновика курса

Драфт создаётся согласно программе, прописанной в брифе. Важно ориентироваться на цель курса, а при составлении текста соблюдать редакционное руководство и принципы Tone of Voice. В создании драфта принимают участие разные отделы: только разработчики, если все материалы собраны, разработчики и эксперты — если нужно собрать детали, которых нет в исходных материалах, разработчики и заказчики — если, например, не согласованы бизнес-процессы компании, по которым проводится обучение.

Четвёртый этап. Согласование драфта с заказчиками и экспертами курса

На этом этапе проверяют текстовое наполнение на соответствие цели и структуре курса по брифу.

Пятый этап. Сборка курса

Разработчики оформляют уроки в запланированных форматах и стиле. В команду разработчиков обычно входят мастера из различных сфер дизайна, аудио- и видеопродакшена, профессиональные спикеры и эксперты.

Шестой этап. Согласование и тестирование курса

«Проба пера» проводится на пилотных группах. Иногда достаточно, чтобы перед публикацией курс проверил только эксперт, а иногда материал проходит многоэтапное согласование и тестирование на нескольких пилотных группах студентов. Всё зависит от цели обучения, уровня сложности материала и эффекта, которого заказчики хотят добиться после.

Седьмой этап. Запуск и масштабирование

Проводится загрузка курса на платформу и выстраивается нужная траектория обучения. Информирование о публикации и приглашение на курс проходит во всех доступных каналах коммуникации со студентами.

Как перевести офлайн-обучение в онлайн-формат

Именно переход в онлайн во многом помогает нивелировать недостатки офлайн-обучения. Поэтому, прежде чем погрузиться в подробности перевода курсов из офлайна в онлайн, рассмотрим сложности, с которыми сталкиваются организаторы. 

Основные сложности курсов обучения в офлайне:

  • Выделение единого времени обучения для целой группы участников. Это может негативно повлиять на работу компании в целом и на выработку каждого сотрудника в частности.
  • Географическое расположение. Участники обучения должны добраться до места проведения тренинга. Это увеличивает затраты.
  • Повторение материала. У студентов нет возможности вернуться к обучению, если нужно что-то уточнить или не получилось прийти на тренинг в установленное время.

Основные сложности онлайн-обучения:

  • Соблюдение дисциплины. Студент должен иметь внутреннюю мотивацию к обучению.
  • Нехватка общения. У сотрудников нет опций, чтобы обсудить изучаемые темы, услышать другие точки зрения, поработать в группе и сразу получить обратную связь.

Инна Колесникова помогла разобраться в нюансах перевода офлайн-курса в онлайн. Эксперт отметила, что для этого необходимо знать механику обучения взрослых людей, включая физиологические аспекты работы мозга. При создании обучающих материалов логическую линию курса выстраивают так, чтобы она заменила объяснения живого спикера, добавляют простые и понятные примеры и соблюдают баланс теории и практики.

При подготовке обучения нужно чётко определить:

  • зачем понадобился перевод из офлайна в онлайн;
  • каковы цели и структура курса в онлайн-формате;
  • как понять, что обучение достигло поставленных целей;
  • особенности целевой аудитории;
  • длительность обучения;
  • формат подачи материала.

«В современном мире отлично показывают себя гибридные форматы обучения», — добавила Инна Колесникова.

Ускорить перевод обучения из офлайна в онлайн помогают платформы курсов для онлайн-обучения, например МТС Линк Курсы и МТС Линк Вебинары. На них вы с лёгкостью запустите курс по собственному сценарию или сможете выбрать шаблон, чтобы упростить себе разработку нового материала.

Оптимизировать расходы на 30%: как эффективно перевести курсы из офлайна в онлайн | Фото unnamed 32

Пример шаблона из личного кабинета сервиса МТС Линк Курсы

Инна Колесникова поделилась, что ей как практикующему специалисту нравится на платформе МТС Линк Курсы:

  • Доступна загрузка готовых курсов в формате SCORM. Это позволяет создавать курс на любом привычном ресурсе, но при этом применить свой дизайн в рамках фирменного стиля компании.
  • Есть журнал, встроенный в курс, где можно посмотреть результаты обучения участников курса в разрезе месяца. А ещё есть опция выгрузки статистики в таблицах Excel.
  • При свободном ответе на вопрос внутри теста реально получить обратную связь и балл за выполненное задание от тренера. Это открывает возможность применять адресный подход в обучении.

Заключение

Перевод офлайн-курса в онлайн редко занимает больше нескольких дней ненапряжной, но внимательной работы. Ускорить этот процесс можно с платформой курсов для онлайн-обучения. Такие сервисы упрощают переход в онлайн из офлайн-обучения и сохраняют при этом идеи, дизайны и задумки. А с новым набором функций вы сможете результативнее обучать сотрудников и быстрее добиваться желаемых результатов. 

Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа

Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту