Ничего не найдено. Попробуйте еще
Подходы к процессу онлайн-обучения: почему метод проб и ошибок никто не отменял
Процесс обучения трансформируется вместе с обществом. Если раньше занятие нельзя было представить без аудитории с лектором, мела с доской и тетрадей с конспектами, то сейчас достаточно компьютера или смартфона и устойчивого интернет-соединения. Эксперты в сфере развития онлайн-образования рассказали, как популярные подходы к обучению чувствуют себя в онлайн-среде.
Разнообразие подходов в образовательном процессе
Вариации подходов, представленные в статье, не обязательно соответствуют классической теории образования. Эксперты поделились собственным опытом и перечислили те подходы, которые применяют в обучении взрослых
Сам термин подхода в образовательном процессе можно рассматривать в разных плоскостях. Кто-то пойдёт от конкретных методологий и перечислит компетентностный, поисковый, развивающий и другие подходы. Кто-то будет мыслить от формата и назовет офлайн-, онлайн- и гибридный способ взаимодействия. Другие же как базу выберут основной вид деятельности и выделят игровой, проектный и другие подходы.
Когда мы общались с экспертами, то вспоминали цикл Колба, модель 70:20:10, «перевёрнутый класс» и цикл развития компетентности. Сошлись на том, что только по вопросу разновидностей образовательных подходов можно написать собрание сочинений, а уложить в одну статью всё точно не получится.
Если говорить о подходе к проектированию обучения, то здесь выбор не так велик. В любом случае шагать будем от целей, а цели можно условно поделить на три группы.
1. Образовательный результат
Выстраиваем программу, выбирая то, каким должен стать участник образовательного процесса. Когда образ выпускника сложился у нас в голове, формируем скиллсет знаний, умений и навыков, которые должны быть у этого человека. Яркий пример такого подхода — обучение новой профессии.
2. Решение проблемы
Основная идея в том, что в процессе работы у нас есть какая-то повторяющаяся проблема, и мы учим сотрудников эту проблему решать. Нам важно, чтобы обучающиеся смогли самостоятельно справляться с похожими ситуациями. Например, как менеджеру отвечать на негатив в деловой переписке, чтобы сохранить клиента.
Пока этот подход больше популярен в офлайн-обучении, но и в онлайн он постепенно перебирается. Иногда применяется в освоении новой профессии, например, при обучении кризис-менеджеров.
3. Опыт участников
Здесь в основе лежит анализ целевой аудитории, а также понимание, какой опыт уже есть у обучающихся и соответствует ли он бизнес-целям компании или личным целям человека. С учётом этого опыта строится образовательная программа. Пример — обучение линейных руководителей в крупной компании.
Этот подход можно использовать онлайн и офлайн, а в гибридном обучении он чувствует себя особенно хорошо. Офлайн позволяет лучше понять целевую аудиторию, а онлайн выигрывает за счёт динамики и доступности.
Как образовательные подходы проявляют себя в онлайн-среде
Давайте сразу перечислим, что составляет процесс обучения в онлайне, и поймём, во что можно упаковать контент, созданный по любому выбранному вами подходу.
Онлайн-обучение может быть синхронным и асинхронным. Для синхронного существуют онлайн-встречи и вебинары как замена семинаров и лекций, интерактивные доски вместо флипчартов, тесты и опросы как альтернатива проверочным работам. Для асинхронного обучения существуют текстовые файлы, видео, презентации и другой контент, собранный на платформе для онлайн-курсов или в корпоративном университете. Все эти форматы можно реализовать с помощью сервисов МТС Линк.
В офлайн-среде случается магия, которую очень сложно сотворить в онлайне. Студенты всю жизнь помнят свой университет, хотя могут не помнить ничего, что там учили. Потому что когда-то произошла эмоциональная привязка к месту и сокурсникам. Потому что чувствовалось единение в целях и ценностях.
Чтобы перенести процесс эмоциональной привязки в цифровую среду, можно организовать неформальные онлайн-встречи для нетворкинга и обсуждений, провести игру или другое развлечение, создать чаты и группы по интересам.
Как выбор подхода зависит от специфики образовательного курса
Спойлер: связь между образовательным подходом и спецификой курса сильная и нерушимая.
Допустим, мы планируем курс повышения квалификации для действующих бухгалтеров. Снимаем уроки в студии, монтируем, выкладываем на платформу. И тут налоговая публикует новый список правил, а наш контент уже безнадёжно устарел. Всю работу надо делать с нуля.
Если правильно оценить целевую аудиторию, понять цель обучения и выбрать нужные онлайн-инструменты, то этот же процесс при прочих равных займёт пару часов. Бухгалтеры привыкли работать с документами, уроки в текстовом виде их не пугают. Лонгриды можно снабдить чек-листами и памятками, что тоже любит подобная аудитория, а для эмоциональной вовлечённости и связи с экспертами можно оставить вводный и заключительный вебинары. Поправить текст в онлайн-учебнике проще, чем переписать видеолекцию.
Стоит помнить, что специфика образовательного курса в онлайне зависит от мотивации участия в нём. Для прохождения курсов, без которых сотрудник не допускается к работе, мотивация высокая. И каким бы скучным и неудачно поданным ни был материал, усваивать его будут с большим энтузиазмом.
Чем ниже мотивация участия, тем больше различных подходов требуется, чтобы студент оставался вовлечённым в образовательный процесс.
Как измерить эффективность выбранных образовательных подходов
Поиск метрик для оценки работы образовательного подхода — это как поиск святого грааля в обучении. О метриках много говорят, придумывают, экспериментируют, но по факту ошибки в процессе обучения появляются, когда универсальные критерии и показатели ставят выше цели.
Важно на берегу договориться с заказчиками, студентами или хотя бы с собой, что должно измениться, чтобы мы объективно могли назвать обучение успешным.
Эффективность измеряется динамически, а любые форматы требуют апробации. И здесь у онлайна есть преимущество. Онлайн-курс можно трансформировать даже в процессе обучения: менять форматы, дополнять и удалять контент, приглашать новых спикеров. В офлайне, как правило, программа утверждена заранее и не меняется до следующего потока.
Если возвращаться к поиску универсальных метрик, то они, конечно, есть. Перечислим основные:
- COR (Completion Rate) — какая часть студентов дошла до конца обучения;
- CSAT (Customer Satisfaction) — насколько студенты довольны и чего не хватало в обучении;
- NPS (Net Promoter Score) — готовы ли студенты рекомендовать ваше обучение;
- мониторинг остаточных знаний — насколько хорошо студенты усвоили материал.
Использовать универсальные метрики можно и нужно, но идеальные показатели по ним не гарантируют успешности обучения. Какой толк в удовлетворённости студента, если ничего в его поведении не изменилось и цель не была достигнута?
Рекомендации для создателей онлайн-курсов
Павел Безяев считает, что не нужно воспринимать офлайн и онлайн отдельно друг от друга, это очень условное деление. Ошибочно полагать, что подходы, которые не давались при живом контакте со студентами, вдруг заработают в онлайн-пространстве. Лучше отталкиваться от понимания, как и почему люди учатся.
Когда будете выбирать форматы, учитывайте их плюсы, минусы и возможности. Копните глубже — и узнаете, что есть гораздо больше инструментов, чем вы думаете. Например, вам доступен весь цифровой след студента для глубокого анализа и доработки курса.
Елена Матюшина предлагает для начала отталкиваться от команды. Вам нужен эксперт, который знает, чему учить, и методист, который знает, как учить. Также могут потребоваться операторы, копирайтеры и другие специалисты.
Найдите площадку и тестируйте форматы. Результат достигается методом проб и ошибок — со временем вы поймёте, какой материал подавать в теории, а что перенести в практическую часть.
Организуйте нескучное обучение: поддерживайте динамику, не забывайте о наградах за успехи, продумывайте когнитивную нагрузку и мысленно ставьте себя на место студента.