Рынок корпоративных мессенджеров в России насыщен предложениями даже несмотря на то, что зарубежных платформ практически нет. Отечественные разработки привлекают внимание бизнеса и растут по количеству пользователей, но им предстоит конкурировать не между собой, а с Telegram и электронной почтой. Рассказываем, как устроен рынок и на какие мессенджеры стоит обратить внимание.
Ничего не найдено. Попробуйте еще
Российский рынок корпоративных мессенджеров в 2023 году
Для чего нужны корпоративные мессенджеры
В отличие от публичных мессенджеров, таких как Telegram или WhatsApp, для корпоративных мессенджеров главную роль играют рабочие процессы и коммуникации. Вот основные задачи, которые они решают:
- Обеспечить коммуникации и связь между сотрудниками. Чаты, каналы, видеозвонки, файлы, настройка уведомлений и напоминаний.
- Упростить работу и взаимодействие с командой. Чат-боты с широкой настройкой, интеграции с бизнес-приложениями и сервисами, календари.
- Администрировать учетные записи. Профили сотрудников управляются из панели администратора, учетные записи регулируются в правах.
- Интегрировать в IT-структуру компании. Размещаются на сервере компании или закрытом частном облаке. Обладает открытым API или Webhook.
- Обладают безопасностью. Сертификатами защиты, криптокейнером, поддерживают защищенные протоколы передачи данных.
- Попадают под требования законодательства. Роскомнадзор опубликовал список нежелательных мессенджеров — через них не может передавать платежная информация.
Как выглядит российский рынок мессенджеров в 2023 году
Что на мировом, что на российском рынке идет рост. Эксперты оценивают объем рынка иностранных сервисов для корпоративных коммуникации в 2,5 млрд долларов. Таким он будет к 2031 году, когда поднимется до 10%. Пул популярных игроков рынка: Microsoft Teams, Cisco Webex, Jira и Slack.
По оценке команды Линк Чаты (ранее We.Teams) рынок платных решений в сфере корпоративных коммуникаций в России составляет около 10 млрд рублей и к 2027 году вырастет до 14 млрд. Доля российских решений увеличилась: если в 2021 году сервисы от отечественных разработчиков занимали 4%, то в 2022 уже 20-25%.
Такой переход понятен — крупных западных сервисов официально больше нет, а вести рабочую переписку где-то нужно. Поэтому дальше основной рост будет обеспечиваться уходом западных игроков и переходу к более современным отечественным системам.
Долгое время в России лидерами в платных корпоративных коммуникациях были представители зарубежных сервисов. Популярность Microsoft Teams в корпоративных коммуникациях была обеспечена пакетом Office в рамках продуктов Microsoft — они поставлялись вместе, что позволило компании занимать около 20% рынка.
Небольшие стартапы, маркетологи и представители ит-компаний использовали Slack, но на него приходилось не более нескольких процентов от российского рынка. Самым крупным клиентом Slack был, скорее всего, Тинькофф Банк. Неудивительно, что компания реализовала мессенджер TiMe собственной разработки на похожей платформе Mattermost. Он все еще используется на собственных серверах компании, но возможно когда-нибудь выйдет на рынок.
В связи с уходом иностранных решений, рынок начал меняться, но спросом пользуются не корпоративные мессенджеры, а бесплатные публичные. Согласно исследованию SuperJobs в феврале 2023 года в лидерах все еще оставались Telegram, WhatsApp, Viber и другие. Их используют в компаниях почти половина сотрудников. В 4 из 10 компаний общаются в смешанном режиме: часть рабочих переписок приходилось на публичные, часть — на корпоративные. Только 7% полностью ведут диалог в бесплатных или платных корпоративных мессенджерах.
Но тренд движется к тому, что крупный бизнес постепенно отказывается от публичных мессенджеров и переходит в защищенные сервисы по обмену сообщениями. Это косвенно подтверждает исследование TGStat. Да, у половины опрошенных есть несколько рабочих групповых чатов с коллегами в Telegram, но кроме этого они используют MS Teams, Discord, Slack. Впервые за несколько лет в рейтинге начали отдавать предпочтение российскому продукту. На него хоть и приходится только несколько процентов, но это еще один пример положительного тренда.
После ухода зарубежных Microsoft Teams, Cisco Webex, Slack в 2022 году на российском рынке внимание аудитории начало переключаться на российские решения. Точное количество новых пользователей среди отечественных продуктов посчитать сложно — нет открытых данных для анализа. Но есть публичные данные, которые делились сами компании. Так в VK Teams, Яндекс 360, eXpress, Пачка, Tada.Team и мессенджере amo зафиксировали, что аудитория сервиса выросла в несколько раз.
Количество пользователей | Рост клиентской базы, кол-во раз | Рост выручки | |
VK Teams | 1 млн | х3,5 | — |
Яндекс 360 для бизнеса | — | х2 | — |
eXpress | — | х3 | с 134 млн до 400 млн |
Пачка | — | х4 | с ~30 до ~100 млн |
Tada.Team | 30 тыс | x10 | — |
Какой корпоративный мессенджер нужен бизнесу
Быстрый, кроссплатформенный и простой в работе — это основные запросы современных компаний. Исследования команды МТС Линк Чаты (ранее команды We.Teams), среди российских компаний показали, что интеграции, боты, открытый API, календарь нужны только каждому пятому сотруднику. Остальные 80% запросов пользователей — это получить простой мессенджер как Telegram для постоянного общения с коллегами со стабильным качеством звонков и адресной книгой.
Если посмотреть на запросы ЛПР, то большинство компаний хотят получить аналог удобных для корпораций решений: MS Teams и Slack. Сейчас они уже используют продукты отечественных разработчиков или начинают их внедрять, но функциональность везде разная, поэтому в компаниях часто используются сразу несколько платформ.
В чем преимущества российских решений
Сейчас выпущено более 20 отечественных мессенджеров. Они предлагают свои решения для организации корпоративных коммуникаций, у всех есть мобильные версии и набор базовых функций по обмену сообщениями. В отличие от иностранных мессенджеров многие поставляются по модели on-premise. Купив подписку, его можно установить на своем оборудовании: владелец сервера самостоятельно вносит базы данных, регулирует профили и создает условия для безопасности платформы.
Вот другие плюсы отечественных решений:
- сервера находятся в России;
- есть бесплатные версии: МТС Линк Чаты, Пачка, Tada.Team;
- используются защищенные протоколы и методы шифрования;
- не внесены в реестр запрещенных мессенджеров;
- разнообразная по выбору функциональность.
Разберем примеры платформ, которые занимают высокие позиции на долях рынка.
VK Teams — это мессенджер от платформы VK, в который входит модуль электронной почты и обычное хранилище. В крупных корпорациях его можно поставить на свои серверы, а стартапы и средний бизнес могут работать из облака.
Чаты, задачи и видеозвонки в VK Teams
Другой мессенджер, который пользуется популярностью — eXpress. Он продвигается как защищенный корпоративный мессенджер, который соответствует всем требованиями безопасности. В eXpress позволяют заказчикам инсталлировать мессенджер на свой сервер, работать по модели Федерация и даже запустить сервис на локальных сетях. По функционалу он предлагает чаты, звонок по аудио- и видеосвязи, гостевые доступы, панель администрирования и платформу с сотнями рабочих мини-приложений Smart Apps.
Приложение eXpress с мини-апами, чаты и звонки в десктопе
Tada.Team — представитель бесплатных приложений, которыми может пользоваться небольшая команда до 5 человек. Среди ключевых фишек: быстрая регистрация и вход, встроенный таск-трекер с задачами и календарь.
Интерфейс Tada.Team в мобильных приложениях
Samoware — еще один мессенджер с широким функционалом от российских разработчиков. Он пытается объединить все рабочие коммуникации на одной платформе: электронную почту, мессенджер, IP-телефонию, видеоконференцсвязь, корпоративный портал и контакт-центр.
Почта, чаты и звонки в Samoware
Кроме этого на рынке есть Dialog от Сбера, Труконф, Р7-Команда, Squadus, Compass, Росчат. Разобраться во всех функциях поможет наша гугл-таблица.
Таблицу сравнения российских корпоративных мессенджеров можно найти в нашей статье.
Обзор и преимущества корпоративного мессенджера Линк Чаты
МТС Линк Чаты (ранее We.Teams) — это защищенный корпоративный мессенджер, работающий из облака. Как и в популярных зарубежных решениях он сделан, чтобы создать площадку для взаимодействия команд. Он поддерживает общение по темам, агрегацию входящих сообщений, видеозвонки, панель администратора и шифрование сообщений.
Линк Чаты в мобильных приложениях и версиях для браузера с чатами и звонками
Простая регистрация. Ключевым преимуществом МТС Линк Чаты является простая регистрация, быстрый вход и бесплатный Active Directory. Если другие корпоративные мессенджеры внедряются по несколько месяцев, то решение МТС Линк можно начать использовать уже в течение недели или сразу, если команда небольшая. Сервис поддерживает SSO.
Доступ с любых платформ. Мессенджер обеспечивает мобильный доступ в приложениях для iOS и Android, браузерах, десктопных версия Windows и Mac.
Администрирование. Инструменты для управления профилями и уровнями доступа.
Продуманные каналы коммуникаций. Корпоративное общение в групповых чатах, каналы для новостей и сообщений, закрытые каналы и личные диалоги. Треды для структурного общения и видеозвонки через МТС Линк Встречи, которые можно проводить как один на один, так и на сотни человек.
Все функции МТС Линк Встречи. Во время звонков можно демонстрировать экран, совместно работать на онлайн-доске и с документами. После встречи автоматически формируется запись видео, текстовая расшифровка и саммари. Заметка с резюме встречи автоматически отправляется участникам.
Удобный, не перегруженный интерфейс. Разделение каналов и чатов, вкладка «Обсуждения» для отслеживания обновлений в тредах. Пользовательские статусы, реакции, упоминания групп и людей, редактирование сообщений без ограничения по времени.
Быстрая работа с изображениями. Файлы можно перетаскивать отдельно и пачкой одним движением мыши. Быстрые клавиши для скриншотов, просмотр загруженных изображений в ленте.
Синхронизация. Можно работать в МТС Линк Чатах с нескольких устройств — информация синхронизируется без потерь и задержек.
Адресная книга. Удобный инструмент для взаимодействия сотрудников и быстрого поиска коллег для старта рабочих диалогов. Также пользователя можно найти через строку поиска.
Будущие функции. Средства корпоративных взаимодействий расширятся: появится возможность отправки голосовых сообщений, IP-телефония, чат-боты, календарь, задачи.
Заключение
После ухода иностранных платформ в марте прошлого года выросло внимание к российским решениям. Аудитория хоть и продолжает использовать публичные сервисы обмена сообщениями, видно, что компании активно ищут альтернативы для общедоступных мессенджеров и ушедших иностранных игроков MS Teams, Slack, Webex. На рынок со своими решениями заходят крупные игроки — VK, Яндекс, МТС. Разработчики практически всех отечественных компаний отмечают, как выросли показатели и количество загрузок корпоративных мессенджеров eXpress, Tada.Team, Пачки за прошедшее время. Лидера все еще нет, но он наверняка скоро появится.