Как понять, что представляет из себя учебная мотивация и какие есть способы для ее повышения? Вместе с командой МТС Линк Курсов разобрались, как научные подходы могут влиять на эффективность прохождения онлайн-курсов, почему чаты важны для учащихся и как онлайн-доски помогают в командной работе. В конце статьи собрали практические рекомендации, которые помогут эффективнее спроектировать образовательный курс.
Состояние, которое заставляет человека достигать своих образовательных целей, называется учебной мотивацией. Согласно исследованию, ее также определяют как внутреннюю силу, которая активизирует и направляет наши мысли, чувства и действия. Она незаменима для повышения качества обучения, улучшения успеваемости и совершенствования образовательного процесса в целом.
Глобально выделяют два вида мотивации.
Долгосрочная мотивация. Построена на желании достичь личных результатов, потому что процесс интересен, важен, приносит удовольствие.
Краткосрочная мотивация. Работает в том случае, когда обучающийся мотивирован получить вознаграждение или поощрение за свои заслуги.
Научные подходы к мотивации
Существуют разные подходы к учебной мотивации. Разберем некоторые из них.
Теория самодетерминации
Разработана американскими психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном. Теория строится на убеждении, что каждый человек по своей природе хочет самосовершенствоваться и иметь возможность делать свой выбор.
Если коротко, то всю теорию можно представить в виде трех ключевых тезисов:
Люди от природы активные, любознательные, инициативные. Если человек не стремится к познанию, это значит, что не удовлетворяются его основные человеческие потребности.
Основные потребности — в автономии (инициировать и контролировать свое поведение), в компетентности (ощущать свою эффективность), дружеских и рабочих связях с другими людьми.
Формирование учебной мотивации зависит от внешнего контроля: если поведение начинает контролироваться с помощью внешней мотивации, то внутренняя мотивация исчезает.
В исследовании профессор психологии Рочестерского университета Ричард Райан и доцент психологии того же учебного заведения Кристофер Ниемиц изучали внедрение принципов теории для развития навыков преподавания, поддерживающих автономию, возможность выбора и поощрение самостоятельного обучения. В результате они выяснили, что применение этих принципов повышает учебную мотивацию у обучающихся и улучшает успеваемость у студентов.
Если говорить о создании онлайн-курсов, то следует вспомнить исследование, проведенное профессором, завкафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета Вячеславом Кудашовым и аспирантом кафедры философии того же университета Лилианой Яковлевой. Ученые подтвердили, что использование принципа автономии повышает вовлеченность учащихся. В качестве примера они привели асинхронный курс «История и философия науки» Сибирского федерального университета. Он не имеет дедлайнов и подходит для автономного прохождения, а у обучающихся есть возможность задавать вопросы в процессе изучения материалов. В результате опроса 79% обучающихся ощутили поддержку их потребностей в автономии и развитии компетенции, что положительно повлияло на мотивацию во время прохождения курса.
Теория ожиданий Врума
В основе теории лежит идея о том, что мотивация зависит не от потребности людей, а от того, насколько человек оценивает реальность достижения целей и получения вознаграждения за то, чего достиг.
По мнению ученых, ключевыми тезисами в данном случае становятся следующие:
Человек чувствует высокую мотивацию, когда уверен, что для достижения поставленной цели ему достаточно навыков и знаний.
У человека должна быть уверенность в том, что потраченные силы будут прямо пропорциональны полученному результату.
При достижении цели человек получает награду, которая должна быть сопоставима с затраченными на ее достижение усилиями.
Стоит отметить, что теория ожиданий Врума является популярным подходом к повышению мотивации сотрудников на работе. В частности, с его помощью можно проанализировать потребности персонала, продумать механизмы мотивации и внедрить их в корпоративное обучение.
Институт Ниагары в Канаде провел исследование и выяснил, что 39% сотрудников считают, что их недостаточно ценят на работе, а 77% признают, что увеличили бы свои усилия, если бы получали больше признания.
В качестве рекомендаций для реализации теории мотивации ожидания Врума институт рекомендует внедрять командный коучинг, проводить корпоративное обучение, развивать культуру обратной связи и постановки задач, признавать достижения и вклад каждого.
Теория социального научения Альберта Бандуры
Теория основана на идее о том, что люди учатся не только благодаря непосредственному опыту, но и наблюдая за другими. В частности, поведение человека формируется под воздействием генетических предрасположенностей, влияния окружения и воспитания.
Ключевые тезисы
Для обучения крайне важно внимание.
Чтобы социальное обучение было эффективным, нужно уметь хранить в памяти информацию, полученную в процессе наблюдения.
После наблюдения и запоминания необходимо воспроизвести поведение или навык, которому научились в процессе. Мотивация играет ключевую роль в социальном обучении. Люди охотнее учатся и применяют свои наблюдения на практике, если считают, что с этим обучением связано преимущество или вознаграждение.
Приемы учебно-познавательной мотивации, основанные на теории Бандуры, используются в обучении детей и взрослых. Например, поведенческое моделирование, совместное обучение, моделирование решения проблем. Western Governors University применяет следующие методы, базирующиеся на теории.
Модель перевернутого класса, когда обучающиеся изучают теорию самостоятельно, а во время занятия выполняют практические задания для закрепления пройденного. Преподаватель выступает в роли наставника и мотивирует продолжать обучение. Для онлайн-курсов педагог может записывать лекции по нужным темам.
Геймификация и симуляция помогают ведущим обучение сделать учебный процесс более интерактивным через превращение его в игру: внедряют элементы соревнования, придумывают награды для победителей, проводят деловые игры с погружением. Перечисленные инструменты отлично дополнят синхронный курс — это формат обучения, в котором участники курса общаются между собой и с преподавателем здесь и сейчас.
Взаимное обучение создает условия для обмена опытом на основе взаимного развития и равноправия.
Как применить научные подходы к методам обучения при проектировании онлайн-курса
Мы рассмотрели научные подходы, которые применяются в стандартном процессе обучения. Их также можно использовать при создании онлайн-курсов.
Методы и приемы учебной мотивации
Как использовать при проектировании онлайн-курса
Использование принципа автономии из теории самодетерминации
Теоретический материал курса можно открыть для изучения в асинхронном режиме. Так обучающийся сможет самостоятельно решить, когда удобно ознакомиться с информацией
Принцип причастности
Лента новостей курса для тех, кто проходит обучение, создаст ощущение поддержки единомышленников. С ее помощью можно оставлять комментарии к интересным темам и общаться под экспертным постом. Пример применения — это асинхронный курс, где обучающиеся общаются с преподавателем с задержкой по времени, но могут получить поддержку единомышленников в формате комментариев. Также можно использовать консультации с экспертами, неформальные встречи
Визуализация прогресса в обучении
Наглядный путь обучающегося на курсе на онлайн-доске и прогресс-бары помогут легче ориентироваться по программе и распределять силы
Геймификация процесса и симуляция
Тематические бейджи за достижения, система накопления баллов, турнирная таблица среди обучающихся — методы, которые вносят в обучение элемент игры в форматы онлайн-курсов. Согласно теории Врума, мотивация станет выше, если обучающиеся смогут получить ценный приз
Механики обратной связи
Организуйте на постоянной основе сбор обратной связи, анализируйте информацию и внедряйте улучшения
Адаптивные механизмы
На протяжении курса учащийся нуждается в поддержке. Она может быть организована в формате чата, персональных встреч, сбора обратной связи
Как сервисы МТС Линк помогут сделать обучение эффективнее
Если вы планируете внедрять современные научные подходы в обучении, попробуйте использовать для сервисы от МТС Линк: Вебинары, Курсы и Доски.
Например, с помощью Вебинаров вы можете следующее.
Рисовать на доске во время вебинара. Не нужно переходить на отдельные ресурсы и тратить на это время — просто выберите «Лист для рисования» в нижнем левом углу. Участники вебинара с легкостью присоединятся для совместной работы.
Общаться в чате и задавать вопросы во время занятия.
Создавать тесты и опросы для проверки знаний во время вебинара. В тест даже можно добавить изображения.
Отслеживать реакцию аудитории во время вебинара с помощью функции «огонек», а также демонстрировать поддержку и интерес к теме.
Следить за вовлеченностью обучающихся с помощью функции «контроль присутствия».
Делить участников на группы для обсуждений и командной работы во время занятий.
Сервис Доски дает большое количество встроенных функций для совместной работы и творчества. Среди них:
шаблоны для интеллект-карт, мозговых штурмов, канбан, ретроспектив для командной работы над проектом, подведения итогов или сбора обратной связи;
реакции и стикеры, если нужно отметить подходящий вариант при коллективной генерации идей;
загрузка файлов и изображений на доску, чтобы полезная информация и материалы были всегда под рукой;
возможность добавлять редактируемые таблицы на доску;
поиск по ключевым словам на доске, чтобы быстро находить нужную информацию или материалы.
МТС Линк Курсы помогут организовать полноценное смешанное обучение с помощью встроенных инструментов:
шаблоны Курсов можно использовать для адаптации сотрудников и партнеров, обучения по продукту, информирования об изменениях;
удобный и понятный редактор курсов сэкономит время на организацию процесса;
интеграция с МТС Линк Вебинарами улучшит эффективность обучения за счет проведения занятий разных форматов;
информацию об успеваемости участников и их вовлеченности в учебу можно посмотреть в журнале Курсов;
витрина позволит создать каталог открытых курсов компании, к которой будут иметь доступ все сотрудники.
Создайте идеальный курс на платформе МТС Линк Курсы