Мотивация и обучение: как наука помогает пройти онлайн-курс до конца
Как понять, что представляет из себя учебная мотивация и какие есть способы для ее повышения? Вместе с командой МТС Линк Курсов разобрались, как научные подходы могут влиять на эффективность прохождения онлайн-курсов, почему чаты важны для учащихся и как онлайн-доски помогают в командной работе. В конце статьи собрали практические рекомендации, которые помогут эффективнее спроектировать образовательный курс.
Мотивация и какой она бывает
Состояние, которое заставляет человека достигать своих образовательных целей, называется учебной мотивацией. Согласно исследованию, ее также определяют как внутреннюю силу, которая активизирует и направляет наши мысли, чувства и действия. Она незаменима для повышения качества обучения, улучшения успеваемости и совершенствования образовательного процесса в целом.
Глобально выделяют два вида мотивации.
- Долгосрочная мотивация. Построена на желании достичь личных результатов, потому что процесс интересен, важен, приносит удовольствие.
- Краткосрочная мотивация. Работает в том случае, когда обучающийся мотивирован получить вознаграждение или поощрение за свои заслуги.
Научные подходы к мотивации
Существуют разные подходы к учебной мотивации. Разберем некоторые из них.
Теория самодетерминации
Разработана американскими психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном. Теория строится на убеждении, что каждый человек по своей природе хочет самосовершенствоваться и иметь возможность делать свой выбор.
Если коротко, то всю теорию можно представить в виде трех ключевых тезисов:
- Люди от природы активные, любознательные, инициативные. Если человек не стремится к познанию, это значит, что не удовлетворяются его основные человеческие потребности.
- Основные потребности — в автономии (инициировать и контролировать свое поведение), в компетентности (ощущать свою эффективность), дружеских и рабочих связях с другими людьми.
- Формирование учебной мотивации зависит от внешнего контроля: если поведение начинает контролироваться с помощью внешней мотивации, то внутренняя мотивация исчезает.
В исследовании профессор психологии Рочестерского университета Ричард Райан и доцент психологии того же учебного заведения Кристофер Ниемиц изучали внедрение принципов теории для развития навыков преподавания, поддерживающих автономию, возможность выбора и поощрение самостоятельного обучения. В результате они выяснили, что применение этих принципов повышает учебную мотивацию у обучающихся и улучшает успеваемость у студентов.
Если говорить о создании онлайн-курсов, то следует вспомнить исследование, проведенное профессором, завкафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета Вячеславом Кудашовым и аспирантом кафедры философии того же университета Лилианой Яковлевой. Ученые подтвердили, что использование принципа автономии повышает вовлеченность учащихся. В качестве примера они привели асинхронный курс «История и философия науки» Сибирского федерального университета. Он не имеет дедлайнов и подходит для автономного прохождения, а у обучающихся есть возможность задавать вопросы в процессе изучения материалов. В результате опроса 79% обучающихся ощутили поддержку их потребностей в автономии и развитии компетенции, что положительно повлияло на мотивацию во время прохождения курса.
Теория ожиданий Врума
В основе теории лежит идея о том, что мотивация зависит не от потребности людей, а от того, насколько человек оценивает реальность достижения целей и получения вознаграждения за то, чего достиг.
По мнению ученых, ключевыми тезисами в данном случае становятся следующие:
- Человек чувствует высокую мотивацию, когда уверен, что для достижения поставленной цели ему достаточно навыков и знаний.
- У человека должна быть уверенность в том, что потраченные силы будут прямо пропорциональны полученному результату.
- При достижении цели человек получает награду, которая должна быть сопоставима с затраченными на ее достижение усилиями.
Стоит отметить, что теория ожиданий Врума является популярным подходом к повышению мотивации сотрудников на работе. В частности, с его помощью можно проанализировать потребности персонала, продумать механизмы мотивации и внедрить их в корпоративное обучение.
Институт Ниагары в Канаде провел исследование и выяснил, что 39% сотрудников считают, что их недостаточно ценят на работе, а 77% признают, что увеличили бы свои усилия, если бы получали больше признания.
В качестве рекомендаций для реализации теории мотивации ожидания Врума институт рекомендует внедрять командный коучинг, проводить корпоративное обучение, развивать культуру обратной связи и постановки задач, признавать достижения и вклад каждого.
Теория социального научения Альберта Бандуры
Теория основана на идее о том, что люди учатся не только благодаря непосредственному опыту, но и наблюдая за другими. В частности, поведение человека формируется под воздействием генетических предрасположенностей, влияния окружения и воспитания.
Ключевые тезисы
- Для обучения крайне важно внимание.
- Чтобы социальное обучение было эффективным, нужно уметь хранить в памяти информацию, полученную в процессе наблюдения.
- После наблюдения и запоминания необходимо воспроизвести поведение или навык, которому научились в процессе. Мотивация играет ключевую роль в социальном обучении. Люди охотнее учатся и применяют свои наблюдения на практике, если считают, что с этим обучением связано преимущество или вознаграждение.
Приемы учебно-познавательной мотивации, основанные на теории Бандуры, используются в обучении детей и взрослых. Например, поведенческое моделирование, совместное обучение, моделирование решения проблем. Western Governors University применяет следующие методы, базирующиеся на теории.
- Модель перевернутого класса, когда обучающиеся изучают теорию самостоятельно, а во время занятия выполняют практические задания для закрепления пройденного. Преподаватель выступает в роли наставника и мотивирует продолжать обучение. Для онлайн-курсов педагог может записывать лекции по нужным темам.
- Геймификация и симуляция помогают ведущим обучение сделать учебный процесс более интерактивным через превращение его в игру: внедряют элементы соревнования, придумывают награды для победителей, проводят деловые игры с погружением. Перечисленные инструменты отлично дополнят синхронный курс — это формат обучения, в котором участники курса общаются между собой и с преподавателем здесь и сейчас.
- Взаимное обучение создает условия для обмена опытом на основе взаимного развития и равноправия.
Как применить научные подходы к методам обучения при проектировании онлайн-курса
Мы рассмотрели научные подходы, которые применяются в стандартном процессе обучения. Их также можно использовать при создании онлайн-курсов.
Как сервисы МТС Линк помогут сделать обучение эффективнее
Если вы планируете внедрять современные научные подходы в обучении, попробуйте использовать для сервисы от МТС Линк: Вебинары, Курсы и Доски.
Например, с помощью Вебинаров вы можете следующее.
- Рисовать на доске во время вебинара. Не нужно переходить на отдельные ресурсы и тратить на это время — просто выберите «Лист для рисования» в нижнем левом углу. Участники вебинара с легкостью присоединятся для совместной работы.
- Общаться в чате и задавать вопросы во время занятия.
- Создавать тесты и опросы для проверки знаний во время вебинара. В тест даже можно добавить изображения.
- Отслеживать реакцию аудитории во время вебинара с помощью функции «огонек», а также демонстрировать поддержку и интерес к теме.
- Следить за вовлеченностью обучающихся с помощью функции «контроль присутствия».
- Делить участников на группы для обсуждений и командной работы во время занятий.
Сервис Доски дает большое количество встроенных функций для совместной работы и творчества. Среди них:
- шаблоны для интеллект-карт, мозговых штурмов, канбан, ретроспектив для командной работы над проектом, подведения итогов или сбора обратной связи;
- реакции и стикеры, если нужно отметить подходящий вариант при коллективной генерации идей;
- загрузка файлов и изображений на доску, чтобы полезная информация и материалы были всегда под рукой;
- возможность добавлять редактируемые таблицы на доску;
- поиск по ключевым словам на доске, чтобы быстро находить нужную информацию или материалы.
МТС Линк Курсы помогут организовать полноценное смешанное обучение с помощью встроенных инструментов:
- шаблоны Курсов можно использовать для адаптации сотрудников и партнеров, обучения по продукту, информирования об изменениях;
- удобный и понятный редактор курсов сэкономит время на организацию процесса;
- интеграция с МТС Линк Вебинарами улучшит эффективность обучения за счет проведения занятий разных форматов;
- информацию об успеваемости участников и их вовлеченности в учебу можно посмотреть в журнале Курсов;
- витрина позволит создать каталог открытых курсов компании, к которой будут иметь доступ все сотрудники.