Мотивация и обучение: как наука помогает пройти онлайн-курс до конца

Как понять, что представляет из себя учебная мотивация и какие есть способы для ее повышения? Вместе с командой МТС Линк Курсов разобрались, как научные подходы могут влиять на эффективность прохождения онлайн-курсов, почему чаты важны для учащихся и как онлайн-доски помогают в командной работе. В конце статьи собрали практические рекомендации, которые помогут эффективнее спроектировать образовательный курс.

Мотивация и какой она бывает

Состояние, которое заставляет человека достигать своих образовательных целей, называется учебной мотивацией. Согласно исследованию, ее также определяют как внутреннюю силу, которая активизирует и направляет наши мысли, чувства и действия. Она незаменима для повышения качества обучения, улучшения успеваемости и совершенствования образовательного процесса в целом. 

Глобально выделяют два вида мотивации.

  • Долгосрочная мотивация. Построена на желании достичь личных результатов, потому что процесс интересен, важен, приносит удовольствие.
  • Краткосрочная мотивация. Работает в том случае, когда обучающийся мотивирован получить вознаграждение или поощрение за свои заслуги.

Научные подходы к мотивации

Существуют разные подходы к учебной мотивации. Разберем некоторые из них.

Теория самодетерминации

Разработана американскими психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном. Теория строится на убеждении, что каждый человек по своей природе хочет самосовершенствоваться и иметь возможность делать свой выбор.

Если коротко, то всю теорию можно представить в виде трех ключевых тезисов:

  1. Люди от природы активные, любознательные, инициативные. Если человек не стремится к познанию, это значит, что не удовлетворяются его основные человеческие потребности.
  2. Основные потребности — в автономии (инициировать и контролировать свое поведение), в компетентности (ощущать свою эффективность), дружеских и рабочих связях с другими людьми.
  3. Формирование учебной мотивации зависит от внешнего контроля: если поведение начинает контролироваться с помощью внешней мотивации, то внутренняя мотивация исчезает. 
Мотивация и обучение: как наука помогает пройти онлайн-курс до конца | Фото 26.09.24 01

В исследовании профессор психологии Рочестерского университета Ричард Райан и доцент психологии того же учебного заведения Кристофер Ниемиц изучали внедрение принципов теории для развития навыков преподавания, поддерживающих автономию, возможность выбора и поощрение самостоятельного обучения. В результате они выяснили, что применение этих принципов повышает учебную мотивацию у обучающихся и улучшает успеваемость у студентов. 

Если говорить о создании онлайн-курсов, то следует вспомнить исследование, проведенное профессором, завкафедрой философии Гуманитарного института Сибирского федерального университета Вячеславом Кудашовым и аспирантом кафедры философии того же университета Лилианой Яковлевой. Ученые подтвердили, что использование принципа автономии повышает вовлеченность учащихся. В качестве примера они привели асинхронный курс «История и философия науки» Сибирского федерального университета. Он не имеет дедлайнов и подходит для автономного прохождения, а у обучающихся есть возможность задавать вопросы в процессе изучения материалов. В результате опроса 79% обучающихся ощутили поддержку их потребностей в автономии и развитии компетенции, что положительно повлияло на мотивацию во время прохождения курса.

Теория ожиданий Врума

В основе теории лежит идея о том, что мотивация зависит не от потребности людей, а от того, насколько человек оценивает реальность достижения целей и получения вознаграждения за то, чего достиг.

По мнению ученых, ключевыми тезисами в данном случае становятся следующие: 

  1. Человек чувствует высокую мотивацию, когда уверен, что для достижения поставленной цели ему достаточно навыков и знаний.
  2. У человека должна быть уверенность в том, что потраченные силы будут прямо пропорциональны полученному результату.
  3. При достижении цели человек получает награду, которая должна быть сопоставима с затраченными на ее достижение усилиями.

Стоит отметить, что теория ожиданий Врума является популярным подходом к повышению мотивации сотрудников на работе. В частности, с его помощью можно проанализировать потребности персонала, продумать механизмы мотивации и внедрить их в корпоративное обучение.

Институт Ниагары в Канаде провел исследование и выяснил, что 39% сотрудников считают, что их недостаточно ценят на работе, а 77% признают, что увеличили бы свои усилия, если бы получали больше признания.

В качестве рекомендаций для реализации теории мотивации ожидания Врума институт рекомендует внедрять командный коучинг, проводить корпоративное обучение, развивать культуру обратной связи и постановки задач, признавать достижения и вклад каждого.

Мотивация и обучение: как наука помогает пройти онлайн-курс до конца | Фото 26.09.24 02

Теория социального научения Альберта Бандуры

Теория основана на идее о том, что люди учатся не только благодаря непосредственному опыту, но и наблюдая за другими. В частности, поведение человека формируется под воздействием генетических предрасположенностей, влияния окружения и воспитания.

Ключевые тезисы

  1. Для обучения крайне важно внимание. 
  2. Чтобы социальное обучение было эффективным, нужно уметь хранить в памяти информацию, полученную в процессе наблюдения.
  3. После наблюдения и запоминания необходимо воспроизвести поведение или навык, которому научились в процессе. Мотивация играет ключевую роль в социальном обучении. Люди охотнее учатся и применяют свои наблюдения на практике, если считают, что с этим обучением связано преимущество или вознаграждение.
Мотивация и обучение: как наука помогает пройти онлайн-курс до конца | Фото 26.09.24 03

Приемы учебно-познавательной мотивации, основанные на теории Бандуры, используются в обучении детей и взрослых. Например, поведенческое моделирование, совместное обучение, моделирование решения проблем. Western Governors University применяет следующие методы, базирующиеся на теории.

  • Модель перевернутого класса, когда обучающиеся изучают теорию самостоятельно, а во время занятия выполняют практические задания для закрепления пройденного. Преподаватель выступает в роли наставника и мотивирует продолжать обучение. Для онлайн-курсов педагог может записывать лекции по нужным темам. 
  • Геймификация и симуляция помогают ведущим обучение сделать учебный процесс более интерактивным через превращение его в игру: внедряют элементы соревнования, придумывают награды для победителей, проводят деловые игры с погружением. Перечисленные инструменты отлично дополнят синхронный курс — это формат обучения, в котором участники курса общаются между собой и с преподавателем здесь и сейчас.
  • Взаимное обучение создает условия для обмена опытом на основе взаимного развития и равноправия.  

Как применить научные подходы к методам обучения при проектировании онлайн-курса

Мы рассмотрели научные подходы, которые применяются в стандартном процессе обучения. Их также можно использовать при создании онлайн-курсов.

Методы и приемы учебной мотивации
Как использовать при проектировании онлайн-курса
Использование принципа автономии из теории самодетерминации
Теоретический материал курса можно открыть для изучения в асинхронном режиме. Так обучающийся сможет самостоятельно решить, когда удобно ознакомиться с информацией
Принцип причастности
Лента новостей курса для тех, кто проходит обучение, создаст ощущение поддержки единомышленников. С ее помощью можно оставлять комментарии к интересным темам и общаться под экспертным постом. Пример применения — это асинхронный курс, где обучающиеся общаются с преподавателем с задержкой по времени, но могут получить поддержку единомышленников в формате комментариев. Также можно использовать консультации с экспертами, неформальные встречи
Визуализация прогресса в обучении
Наглядный путь обучающегося на курсе на онлайн-доске и прогресс-бары помогут легче ориентироваться по программе и распределять силы
Геймификация процесса и симуляция
Тематические бейджи за достижения, система накопления баллов, турнирная таблица среди обучающихся — методы, которые вносят в обучение элемент игры в форматы онлайн-курсов. Согласно теории Врума, мотивация станет выше, если обучающиеся смогут получить ценный приз
Механики обратной связи
Организуйте на постоянной основе сбор обратной связи, анализируйте информацию и внедряйте улучшения
Адаптивные механизмы
На протяжении курса учащийся нуждается в поддержке. Она может быть организована в формате чата, персональных встреч, сбора обратной связи

Как сервисы МТС Линк помогут сделать обучение эффективнее

Если вы планируете внедрять современные научные подходы в обучении, попробуйте использовать для сервисы от МТС Линк: Вебинары, Курсы и Доски

Например, с помощью Вебинаров вы можете следующее.

  • Рисовать на доске во время вебинара. Не нужно переходить на отдельные ресурсы и тратить на это время — просто выберите «Лист для рисования» в нижнем левом углу. Участники вебинара с легкостью присоединятся для совместной работы. 
  • Общаться в чате и задавать вопросы во время занятия.
  • Создавать тесты и опросы для проверки знаний во время вебинара. В тест даже можно добавить изображения.
  • Отслеживать реакцию аудитории во время вебинара с помощью функции «огонек», а также демонстрировать поддержку и интерес к теме.
  • Следить за вовлеченностью обучающихся с помощью функции «контроль присутствия».
  • Делить участников на группы для обсуждений и командной работы во время занятий.

Сервис Доски дает большое количество встроенных функций для совместной работы и творчества. Среди них:

  • шаблоны для интеллект-карт, мозговых штурмов, канбан, ретроспектив для командной работы над проектом, подведения итогов или сбора обратной связи;
  • реакции и стикеры, если нужно отметить подходящий вариант при коллективной генерации идей;
  • загрузка файлов и изображений на доску, чтобы полезная информация и материалы были всегда под рукой;
  • возможность добавлять редактируемые таблицы на доску;
  • поиск по ключевым словам на доске, чтобы быстро находить нужную информацию или материалы. 

МТС Линк Курсы помогут организовать полноценное смешанное обучение с помощью встроенных инструментов:

  • шаблоны Курсов можно использовать для адаптации сотрудников и партнеров, обучения по продукту, информирования об изменениях; 
  • удобный и понятный редактор курсов сэкономит время на организацию процесса;
  • интеграция с МТС Линк Вебинарами улучшит эффективность обучения за счет проведения занятий разных форматов;
  • информацию об успеваемости участников и их вовлеченности в учебу можно посмотреть в журнале Курсов;
  • витрина позволит создать каталог открытых курсов компании, к которой будут иметь доступ все сотрудники.