Короткий тест вместо скучных фильтров, игровая механика вместо навязчивых форм — и вот уже клиент не просто оставляет контакты, а с лёгкостью выбирает товар. Как это работает? Просто: 4 вопроса, минута времени — и вы получаете не просто лид, а горячего клиента. Конверсия до 80%, стоимость лида в разы ниже, а продажи растут даже без участия менеджеров.
Вместе с CMO онлайн-конструктора квизов Marquiz, автором курса по квиз-маркетингу в «Нетологии» Андреем Нечеухиным разбираемся, как эффективно внедрить этот инструмент на практике.
Квиз-маркетинг — это инструмент диалога с клиентом. Это короткая викторина, которая появляется, когда человек попадает на сайт. Благодаря квизу потенциальный клиент вовлекается в игру. Например, пользователь заходит на сайт и видит короткий тест. За счёт того что человек вовлекается в прохождение, отдел продаж получает тёплого клиента.
Например, клиент ищет тур по России. В поиске могут быть десятки сайтов, на каждом — десятки фильтров. А если после запроса человек попадает на квиз, то дальше идёт линейно, не отвлекается, рассказывает о своих предпочтениях. В процессе квиза встают вопросы: куда хотите? на сколько дней? с кем едете? какой бюджет? Меньше чем через минуту человек получает готовую подборку туров и скидку. Клиент находит то, что искал, а компания — целевой лид или сразу совершает продажу.
СМО онлайн-конструктора квизов Marquiz Андрей Нечеухин рассказывает, какие задачи может закрыть квиз-маркетинг:
лидогенерацию через виджет на сайте
работу в качестве посадочной страницы, куда пользователь переходит после рекламного объявления
реактивацию email-базы или базы подписчиков в соцсетях
сегментацию и прогрев в сферах В2В и В2С
вовлечение даже холодной аудитории
автоматизацию работы с лидами благодаря разнообразным интеграциям
тестирование гипотез быстро и дешево.
«От квизов часто получают рост конверсии, квалифицированные и недорогие лиды», — отмечает Андрей Нечеухин.
Как работает квиз-маркетинг
Схематично квиз — это тест. Клиент отвечает на вопросы, которые построены по принципу игровой механики. То есть не просто как в анкете или опроснике. Важную роль играет форма викторины: как настроена анимация переходов от вопроса к вопросу? как организован дизайн квиза? какие использованы дополнительные фишки и интеграции?
Эксперт предлагает разобрать классический маркетинговый квиз по частям для наглядности на примере подбора зубной щётки.
Стартовая страница
Здесь размещают офер и картинку. Это и есть первая точка контакта с клиентом. На этом этапе нередко предлагают дополнительные бонусы и скидки, а вместо картинки добавляют видео. Квиз удобно использовать для выдачи лид-магнита. В примере ниже это гайд «Как не убить эмаль». То есть пользователь получает практическую пользу через бесплатный лид-магнит после прохождения квиза.
Они идут друг за другом, есть опции выбора нескольких ответов, а параллельно можно рассказывать о продукте, добавлять подсказки и мотивировать идти дальше. Квиз «общается» с новым клиентом, объясняет, уточняет. В основе вопросов — опыт менеджеров отдела продаж и глубокое изучение потребностей целевой аудитории.
По структуре квиз ветвится, но посетитель этого не замечает, так как он идёт линейно и быстро по нужной ветке к подходящим результатам. В правильном квизе каждый вопрос квалифицирующий и прогревающий.
Результаты в квизе
Это мгновенная польза. Вместо множества фильтров на сайте и изучения темы клиенту просто нужно ответить на 4 вопроса — это займёт меньше минуты.
Дальше покупку можно оформить прямо во время прохождения квиза. Это возможно, если показать результаты до формы контактов и подключить опцию «Корзина» либо если направить пользователя со страницы результата на страницу товара на сайте.
Форма контактов
Это снова конструктор, а не просто лид-форма. Здесь клиент выбирает, как ему удобнее — оставить телефон, почту или общаться в мессенджере. Форма контактов — это полноценный макет: с картинкой, офером, бонусами.
Андрей Нечеухин рассказывает, что по формату маркетинговые квизы бывают пяти видов.
Подбор
Квиз изменил подход к выбору товара. Вместо самостоятельных поисков, изучения описаний, отзывов, созвонов с менеджерами — всего пара действий и 5–7 вопросов — и релевантный товар найден, задача решена. Это может быть любой товар e-commerce, любая ниша или услуга. Везде, где обычно продавец задаёт стандартный блок вопросов новому клиенту, выручит квиз-подбор.
«Такой квиз работает на тёплую аудиторию, поэтому уместно мотивировать скидками, давать подробное описание товара, добавлять фото и видео», — подчёркивает Андрей Нечеухин.
Опрос
Опросы помогают собирать мнение аудитории. Это открытые или закрытые вопросы, которые показывают интересы, мотивацию и боли клиентов. Часто используются в исследованиях для сбора обратной связи и при запуске новых продуктов. В таких квизах обычно отключают форму контактов, если предполагаются количественные исследования и собирать контакты в базу необязательно. Но можно и оставить лид-форму и из фидбэка сделать лидогенератор.
Через онлайн-конструктор МТС Линк Формы опросы можно эффектно завершить — в них есть встроенная турнирная доска, где в финале опроса вас ожидает праздничное конфетти, если все ответы правильные.
Прохождение опроса в МТС Линк Формах
Это ненавязчивый простой шаг навстречу клиенту. Здесь нет продаж в лоб или кликбейта. Клиент обдумывает свою проблему, а такой формат квиза помогает прочувствовать тему. Дальше с таким покупателем проще взаимодействовать, так как разговор как будто уже начат. Вопросы подсвечивают проблемные точки, и предложить помощь в таком контексте будет проще и органичнее.
А если вы хотите углубить обратную связь с клиентом, то можете даже проверять его ответы в режиме реального времени через функцию ИИ-проверки свободных ответов в сервисе для проведения тестов отМТС Линк. Так вы быстро увидите, что хочет пользователь.
ИИ-проверка свободных ответов в МТС Линк Формах
Викторина
Это квизы с правильными и неправильными ответами. Отлично работают в образовательных нишах, в сфере туризма и для подогрева интереса холодной аудитории. В конце квиза — результат и мотивация сделать следующий шаг. Люди проходят такие викторины ради удовольствия, а компания или эксперт получают контакт и заинтересованного пользователя.
Геймификация в квизе вовлекает очень быстро, с её помощью проще подчёркивать экспертность и положительную репутацию, подогреть интерес к продукту и продвигать человека по воронке продаж.
Такая викторина может работать напрямую с трафиком в соцсетях или рекламной сетью «Яндекса» и выгодно отличать от классической связки «рекламный баннер + пост» или «рекламный баннер + сайт».
Квиз-магазин
Как делится Андрей Нечеухин, квиз-магазин — это новый опыт продаж в интернете. Самодостаточная система, куда попадает потенциальный клиент, а выходит — готовый покупатель. Это естественное продолжение формата «квиз — подбор», но с дополнительными фишками:
подключенными системами оплаты
возможностью положить несколько товаров в корзину в одном квизе
интеграциями с сервисами доставки.
Несколько квалифицирующих вопросов — и подходящий товар можно заказать за пару кликов.
А если, например, покупатель пока сомневается, он может просто оставить заявку и обговорить детали с менеджером. В любом случае контакт с клиентом налажен.
Квиз как точка контакта с клиентом может быть самодостаточным, а может усиливать сайт, лендинг, email-рассылки и соцсети. Разберёмся подробнее.
Лендинг
Благодаря стартовой странице квиз может встречать клиентов с рекламы и вести в воронку вопросов. Независимо от ниши и среднего чека продукта или услуги, квиз может заменить сайт. Например:
в В2В-сфере — оптовая продажа свежеобжаренного кофе — квиз самостоятельно загружал заявками компанию без разработки сайта
в В2С-сфере — подбор квартиры в новостройке во Владивостоке — квиз сегментировал лиды и приводил квалифицированные лиды по цене ниже рынка — 774 рубля.
В отличие от сайта, где много всего и путь пользователя тернист и сложен, технология ведёт по воронке к целевому действию — в этом ключевое маркетинговое преимущество квиза.
На сайте
Квиз помогает усилить сайт и поднять конверсию в заявку. Это дополнительный канал продаж. Например, на сайте уже есть форма обратного звонка, телефон и почта. Туда добавили квиз в формате виджета и получили 200 лидов.
Квиз можно внедрить на сайт в 6 форматах:
кнопкой
баннером
в тело сайта
автооткрытием
виджетом.
В рассылках
Рассылка по базе — это очевидная польза квиз-маркетинга для бизнеса онлайн и офлайн. Помимо классического письма на сбор обратной связи, квиз-маркетологи нередко уведомляют с помощью рассылки о новинках и акциях, реактивируют аудиторию через квиз. Например, добавляют по ссылке квиз для подбора сезонного товара.
Источник: Unsplash
«Обычно такие квизы дают самую высокую конверсию в заявку — от 50 до 80% оставляют контакт», — отмечает Андрей Нечеухин.
В социальных сетях
Квиз создают по собственной ссылке, даже не нужен отдельный домен. Поэтому просто добавьте его в описание профиля, в пост или в короткие вертикальные ролики.
В мессенджерах
Переписка с клиентом в МТС Линк Чатах или рекламные посевы — везде уместен и элемент вовлечения. Например, школа вокала в Екатеринбурге добилась почти 30% конверсий за полгода.
Эксперт подчёркивает, что лучше до старта кампании подключить «Яндекс Метрику» в квиз. Там есть готовые цели, внутренняя аналитика и вся информация про воронку по вопросам. В зависимости от специфики бизнеса и задач клиента норма может варьироваться, но в работе с квизом обращают внимание на такие ключевые метрики:
конверсия из открытия в заявку
конверсия в лид — то есть сколько человек оставили свои контакты
стоимость лида
качество заявок.
Если в последнем пункте что-то ломается, то есть заявки есть, а продаж нет, нужно смотреть, какая воронка следует после квиза: сразу ли менеджеры звонят, учитывают ли ответы пользователя в квизе. Андрей Нечеухин делится кейсом, когда при продаже недвижимости на Пхукете маркетолог подключил чат-бот после квиза и отдел продаж оперативно подхватывал заявку. В той ситуации, когда клиент уже ехал смотреть объект, конкурирующие компании только начинали ему звонить.
Какие ошибки чаще всего допускают при создании квизов
Заключение
Квиз-маркетинг — это когда компания в работе с клиентом внедряет квиз в маркетинговую воронку: сначала выясняет с помощью вопросов, что нужно, а потом, по ответам, предлагает подходящий вариант. Квиз как точка взаимодействия с клиентом создаёт автоматизированное пространство диалога, экономит время и быстрее вовлекает в целевое действие.