Как оценить компетенции продакт-менеджеров с помощью фреймворка DUCK 

Профессия продакт-менеджера появилась в России сравнительно недавно, и в компаниях все ещё по-разному понимают задачи этих специалистов. Вариативность требований к сотрудникам может привести к неэффективным процессам и навредить бизнесу. Определить ориентиры для найма и развития продуктовой команды поможет фреймворк навыков и компетенций DUCK в МТС Линк Досках. Рассказываем, что это такое, как использовать инструмент на практике и результативно внедрить в работу команды. 

Что такое DUCK-фреймворк

Фреймворк DUCK разработали эксперты комьюнити ProductCamp, онлайн-университета ProductStar и их сооснователь Михаил Карпов. Специалисты изучили опыт трансформации более 50 российских и международных компаний, в том числе «Яндекса», Amazon, Booking, Miro и др.

Это набор из трёх шаблонов с ключевыми компетенциями и навыками менеджеров по продукту. Фреймворк представляет собой проверенную методику найма и обучения. Он показывает, что должен знать и уметь специалист на разных этапах развития, чем занимается и за что отвечает. 

DUCK — аббревиатура, обозначающая четыре области знаний, на которые делятся все навыки продакт-менеджеров:

  • команда (Development) — менеджмент, лидерство, владение технологиями;
  • пользователи (Users) — рыночный анализ, маркетинг, пользовательский опыт;
  • бизнес (Commerce) — финансы, стратегия, коммуникации;
  • аналитика (Knowledge) — метрики, обучение.

В шаблоны входит структура ключевых навыков и компетенций, роза навыков для визуализации развития специалистов и матрица компетенций. 

Группы навыков и компетенций в МТС Линк Досках

Первая часть фреймворка в МТС Линк Досках группирует навыки продакт-менеджеров по блокам компетенций. Компетенции выделены на доске серым цветом, а навыки отражены в цветных блоках. Цвет каждого навыка показывает, к какой области знаний он относится (Development, Users, Commerce, Knowledge).

Как оценить компетенции продакт-менеджеров с помощью фреймворка DUCK  | Фото unnamed 5

Группы навыков и компетенций в МТС Линк Досках

Шаблон даёт общее представление о навыках для разных областей и позиций. Например, в начале карьеры важно уметь работать с пользователями. На схеме видно, какие навыки нужны кандидату на такую вакансию. Работающий сотрудник может посмотреть, что нужно изучить для перехода на следующий профессиональный уровень.

Оценка уровня компетенций

Розы навыков содержат ключевые блоки компетенций и наглядно показывают приоритетные направления развития для специалистов на разных позициях: Junior, Middle и Senior.

По словам Михаила Карпова, часть компаний использует розы навыков для визуализации результатов ассессмента команды. Шаблон наглядно отображает текущий уровень продакт-менеджеров и изменения после образовательных тренингов. Он помогает сравнивать специалистов внутри компании и создавать понятное разделение компетенций для Middle и Senior.

Примеры розы навыков для разных грейдов:

  • В начале карьеры продакт-менеджер развивает базовые навыки взаимодействия с пользователями и командой.
Как оценить компетенции продакт-менеджеров с помощью фреймворка DUCK  | Фото Frame 2087327621
  • Middle-специалисты развивают навыки управления, настраивают рабочие процессы, выбирают специализацию на конкретном направлении. 
Как оценить компетенции продакт-менеджеров с помощью фреймворка DUCK  | Фото Frame 2087327620
  • На продвинутом уровне приоритет смещается в сторону компетенций, связанных с бизнесом, процессами, коммуникациями и управлением командами.
Как оценить компетенции продакт-менеджеров с помощью фреймворка DUCK  | Фото Frame 2087327619

Матрица компетенций

Матрица содержит более 100 точечных навыков, разделённых на группы, компетенции и ключевые области знаний. Напротив каждого навыка проставлен требуемый уровень владения для Junior, Middle, Senior и CPO — от нулевого до экспертного. Шаблон помогает всесторонне оценить специалистов.

Как оценить компетенции продакт-менеджеров с помощью фреймворка DUCK  | Фото unnamed 6

Фрагмент матрицы компетенций

Как использовать фреймворк на практике

Фреймворк предназначен для развития собственных компетенций и всей команды, а также для поиска сотрудников.

Развитие команды

Шаблоны помогают оценить навыки, определить сильные стороны команды, найти точки роста. Во фреймворке можно выделять цветом первоочередные пункты, создавать планы обучения, менять оценки после завершения проекта или тренинга. Сотрудники получают чёткий план действий для развития — понимают, куда расти в компании и какие знания нужно получить.

Наём продакт-менеджеров

Должность продакт-менеджера подразумевает большое количество навыков, и обсудить каждый на собеседовании не получится. Шаблоны помогают сфокусироваться на ключевых вопросах. С фреймворком рекрутеру проще представить точный портрет кандидата и составить стратегию поиска, понять, сколько времени потребуется, чтобы закрыть позицию, и какую зарплату предлагать претендентам.

Как внедрить фреймворк в работу команды

На основе системы DUCK можно создать собственную внутреннюю карту компетенций продуктовых менеджеров. Для этого нужно добавить в таблицу специфические навыки, которые нужны вашей компании, и убрать неактуальные позиции.

Интеграция фреймворка проходит в четыре этапа:

  • адаптация матрицы навыков под деятельность компании;
  • ассессмент текущей продуктовой команды;
  • корректировка профиля продакт-менеджера с HR и hiring-командой;
  • разработка персональных планов развития и роста менеджеров.
Зарегистрироваться в МТС Линк Досках

Кроме фреймворка DUCK, в МТС Линк Досках есть шаблоны и функции для решения продуктовых задач. Например, можно планировать роадмап, проводить ретроспективы с командой, визуализировать процесс и этапы запуска фичи, фиксировать результаты кастдевов.

Как оценить компетенции продакт-менеджеров с помощью фреймворка DUCK  | Фото 09.08.24 Ретроспектива 09

Шаблон ретроспективы в МТС Линк Досках

При подключении МТС Линк Досок каждый пользователь получает три бесплатные доски для совместной работы.