Ничего не найдено. Попробуйте еще
От сопротивления к привычке: как взрослым научиться учиться

Чтобы пройти новый курс или освоить навык, взрослому человеку приходится адаптировать своё расписание и нередко бороться с внутренним сопротивлением. Вместе с экспертами из образовательной сферы выяснили, как научиться учиться во взрослом возрасте, почему чем старше становишься, тем тяжелее это делать, какую роль играет отдых и как не прокрастинировать в процессе образования.
Почему взрослым тяжелее обучаться
Образовательный методолог, эксперт по обучению взрослых, автор телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения» Михаил Осипов предлагает начать с понимания, кто это такой — взрослый человек. На этот вопрос обычно отвечают с трёх точек зрения: физиологической (завершённое развитие мозга, тела и нервной системы), социальной (понимание общественных норм, способность сосуществовать в обществе) и эмоциональной (ментальная стабильность, способность выдерживать фрустрацию и принимать ответственность за собственные действия).
«Именно зрелость по всем указанным направлениям и сообщает, что перед нами взрослый человек», — делится Михаил Осипов.
Такой человек обучается, опираясь на опыт и мотивацию. Богатый и многообразный опыт взрослого позволяет ему критически относиться к новому знанию. Именно по этой причине то нередко попадает в ситуацию конфликта: когда существует старое, проверенное знание, и новое, но ещё неизведанное.
Но именно конфликт опыта, как подчёркивает эксперт, — двигатель развития. Эту мысль также поддерживает методический директор, автор телеграм-канала «Тренды образования», магистрантка Института образования НИУ ВШЭ Кристина Геворкян. Эксперт отмечает, что мотивы взрослых — это не оценки. Новые знания им нужны для решения конкретных задач: смены профессии, карьерного роста, улучшения качества жизни.
Но обучение во взрослом возрасте труднее, чем в детском. Кристина Геворкян рассказывает, что есть феномен когнитивной ригидности, когда взрослым сложнее менять взгляды и установки. К тому же из-за стресса и перегрузки часто снижается когнитивный ресурс: внимание, память, концентрация. Но при правильной организации обучения взрослых они вполне успешно осваивают новое.

«И дети, и взрослые лучше усваивают материал, если обучение вовлекает, если оно связано с реальностью и даёт возможность ошибаться без страха. Игровые подходы работают для обеих групп», — делится Кристина Геворкян.
Как встроить отдых в процесс обучения и почему он критически важен
У мышления есть два типа: сосредоточенное и рассеянное. Это связано с тем, что человеческий мозг работает циклично. Именно перерывы помогают перезагрузиться и улучшить закрепление материала. В рамках одного дня оптимально чередовать работу и отдых в формате метода Pomodoro (25/5 минут или 50/10 соответственно).

25 минут работы и 5 минут отдыха по методу Pomodoro
Для интенсивных курсов важно устраивать дни без учёбы, иначе возрастает риск перегрузки и выгорания. Эксперт советует планировать отдых как часть обучения.
Что поможет лучше учиться взрослому человеку
Это должна быть понятная и доступная среда. Чаще всего взрослые люди выбирают онлайн-формат, так как он удобен и не требует дополнительной траты времени на дорогу. Поэтому важно подобрать подходящую платформу. Например, с помощью МТС Линк Курсов и МТС Линк Вебинаров можно организовать эффективное онлайн-обучение и создать комфортную образовательную среду с записями уроков и базой знаний.
Михаил Осипов делится, что поможет взрослому человеку воспринимать новую информацию эффективнее.
Активное обучение
Это эффективное обучение новому с помощью активной позиции, а не просто пассивное восприятие информации. Для этого преподаватели работают с интерактивными досками, тестами и опросами. Важно вовлекать обучающегося, налаживать с ним контакт.
«Например, в мае я проводил креативную сессию по андрагогике на интерактивной доске. Сперва мы прошли теорию, я ответил на вопросы, затем была работа в группах, то есть активное взаимодействие с учебным материалом. Так, с каждой итерацией обучающие активнее вовлекались в программу», — делится примером из жизни Михаил Осипов.

Использование онлайн-доски во время урока
А если ученик получает быструю обратную связь, то это повышает его заинтересованность и вовлечённость в образовательную программу. В МТС Линк Формах для этих целей предложена ИИ-проверка открытых ответов. Так ученик понимает, в чём он был прав или ошибся, и активно разбирает нюансы с преподавателем.
Использование опыта
Взрослые не только получают новую информацию, но и пропускают её через личный опыт. К примеру, начинающий садовод почерпнул из обучения, что орхидеи нужно поливать, когда корни окрасились в бледно-зелёный, почти белый оттенок. Но из практики он знает: поливать нужно только тогда, когда побелеют абсолютно все корни, а не только один — иначе растение погибнет. Так новое знание, пропущенное через практику, превращается из абстракции в прикладное умение.
«В течение месяца я проводил свой курс по созданию учебных презентаций. Мы практически каждое занятие начинали не с теории, а с актуализации опыта. Это и есть цикл Колба (модель обучения, которую предложил американский исследователь, психолог Дэвид Колб — ред.) в действии, но дополню, что опыт взрослого может использоваться не только в начале занятия, но и в течение всего обучения», — рассказывает Михаил Осипов.

4 этапа последовательной обработки информации по циклу Колба
Решение проблем
Это условие, в котором взрослый человек применяет новое знание на практике. Так он сверяется с собственными ожиданиями от обучения, то есть проверяет, даёт ли оно реальные результаты. Преподавателю достаточно задать теоретические условия, чтобы обучающийся решил задачу.
«Когда-то я реализовывал программу переподготовки по проектному управлению для вуза от корпоративной компании, чтобы потом студенты смогли прийти на стажировку, а также набраться знаний от практиков отрасли. Так вот проектная деятельность, которая опирается на задачи компании, — яркая демонстрация этого пункта», — рассказывает Михаил Осипов.
Какие техники запоминания нового эффективны для взрослых
Кристина Геворкян советует следующие техники для запоминания новой информации.
Интервальное повторение (spaced repetition)
Это повторение материала через увеличивающиеся интервалы времени. Через четыре итерации в среднем информация остаётся в долгосрочной памяти.

Промежутки, через которые стоит повторять информацию
Ретриевальное извлечение (retrieval practice)
Это подход к запоминанию, при котором вы не перечитываете информацию, а пытаетесь воспроизвести материал по памяти. Делать это важно регулярно, например, каждые два дня. Если понимаете, что не помните какой-то блок, подсмотрите его в исходниках.
Создание ассоциаций и ментальных карт
Чтобы запомнить новую информацию, человек часто создаёт ассоциации. Обычно они базируются на личном опыте и связаны с персональными воспоминаниями. Например, учителя английского часто предлагают детям запомнить неправильный глагол catch — caught — caught через ассоциацию «ловить кота»: глагол переводится как «ловить», а вторая и третья формы произносятся как «кот».
Та же техника актуальна и для взрослых. А чтобы не потерять ассоциации и выстраивать из них систему, часто используют онлайн-доски или майнд-карты. В МТС Линк Досках проще интегрировать новое знание в уже существующие схемы.
Преподавание другим
Эффект обучения через объяснение помогает лучше усвоить материал. Так вы структурируете полученные знания.
Также эксперт отмечает, что все эти техники работают лучше, если опираться на контекст и цели взрослого, — обучение должно быть значимым, встроенным в практику и осмысленным. Материал лучше разбирать на примерах, взятых из контекста конкретной группы обучающихся.
Как корпоративное обучение помогает научиться учиться
Корпоративное обучение — это тренинги, семинары или стратсессии. Обычно на них приходят менторы и эксперты в узких нишах. Они делятся не только прикладными для конкретной профессии знаниями, но и методиками обучения. Для взрослого человека это отличный повод перенять подход опытного специалиста и применять его в дальнейшем. Например, при освоении новых навыков на онлайн-курсе.
Рассмотрим несколько приёмов, с помощью которых корпоративное обучение помогает научиться учиться во взрослом возрасте.
Целеполагание
Обучение в корпоративном секторе, как отмечает Михаил Осипов, — это инструмент повышения производительности компании, а значит, и вся учебная программа работает на достижение бизнес-показателей. У корпоративного обучения существует понятная и измеримая бизнес-цель. Часто обучение рассматривается компанией как инвестиция, а наиболее распространённый формат — вебинары. Сотрудники ставят небольшие тактические цели, достигают их и переходят к следующим. Это работает для всех обучений в любом формате.
Конкретизация
Знания и навыки взрослых применяются не абстрактно, а на конкретных рабочих задачах. Любое новое знание тут же применяют на практике, а преподаватель может оценить, насколько это знание релевантно и эффективно.
«Важно, чтобы обучение давало эффект „здесь и сейчас“. У сотрудников просто нет времени изучать всё подряд. Знания в этом случае инструментарны», — поясняет Михаил Осипов.
Мотивация
Учебная мотивация взрослых формируется заявленными KPI или задачами от руководства. То есть чаще всего речь идёт о внешних факторах. Например, о премии, нематериальном стимулировании или подарке. Это помогает сотрудникам понять, что и в каких ситуациях их лучше всего мотивирует, а в дальнейшем использовать для личных образовательных целей.
Как не откладывать обучение на потом
«Прокрастинация очень хорошо уступает привычкам», — говорит Михаил Осипов. Ведь если превратить обучение в полезную привычку, как, например, прогулку после работы, то нервная система не будет сопротивляться регулярно повторяющемуся процессу обучения.
Но, по словам эксперта, чтобы привычка закрепилась, у человека должна сформироваться новая нейронная связь, а это невозможно, если не выполнять целенаправленных действий.
«Это как тренировка в тренажёрном зале: сперва небольшие веса, затем нагрузка увеличивается, а в итоге вы получаете красивое и стройное тело. Так и в мозге: важно создать связку активно работающих нейронов, которые смогут получать информацию и передавать её друг другу», — рассказывает Михаил Осипов.
Если у вас сформируется такая привычка, то обучение не будет вызывать дискомфорта и сопротивления. Напротив, это станет рядовым занятием. Ведь секрет не в теме обучения, его сложности или длительности, а в способности мозга адаптироваться к новому и сложному.
Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа
Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту