Когда нужно сгенерировать идею или найти нестандартное решение, команда проводит брейнсторм. Участники предлагают разные сценарии — от простых до смелых и абсурдных. В результате команда «нащупывает» рабочую идею и развивает наиболее удачный вариант.
Вместе с продуктовым маркетологом бизнес-юнита «Доски» МТС Линк Ксенией Макаровой и методическим директором в EdTech, автором телеграм-канала «Тренды образования» Кристиной Геворкян разобрались, какие бывают техники мозгового штурма и как правильно внедрить их в работу.
Мозговой штурм подходит не всем командам. Например, брейнсторм не принесёт результатов в коллективе с высокой конкуренцией и низкой культурой обратной связи. По мнению Кристины Геворкян, коллеги, которые боятся ошибиться, будут предлагать только социально одобряемые и «безопасные» идеи. В таком случае сперва следует выстроить атмосферу доверия, а уже потом — приглашать коллег к генерации идей.
И напротив, брейнсторм подходит коллективам, где участники готовы открыто обмениваться идеями без страха осуждения. Есть несколько типов таких команд.
Кросс-функциональные команды
Такой коллектив складывается на проектах, где работают специалисты из разных областей с разным профессиональным бэкграундом. Разнообразие точек зрения помогает «разрывать» привычные рамки мышления и рассматривать знакомые вещи под новыми углами.
Группы с базовым уровнем доверия
Мозговой штурм подходит командам, где участники доверяют друг другу и не боятся высказываться. Если есть внутреннее напряжение или жёсткая иерархия, штурм превратится в «тихий час», где говорят только лидеры.
Команды в фазе генерации идей
Когда проект только стартует, а работа ещё не началась, командам помогает брейнсторм. На обсуждении участники генерируют идеи, взвешивают варианты и определяют, в каком направлении двигаться дальше.
Творческие и исследовательские коллективы
Таким командам нужны не только рациональные, но и провокационные идеи, которые разрушают шаблоны.
задать вопрос и обозначить фрейм, куда будут фиксироваться результаты
поставить таймер, чтобы коллеги уложились в отведённое время
дать возможность высказаться каждому
попросить участников зачитать идеи вслух и раскрыть задумки подробнее
проголосовать за лучшее предложение — это позволит погрузиться в задумку глубже и оценить, в какую идею верит команда
провести анализ после генерации идей
подвести итоги и обозначить план дальнейших действий.
Ниже — несколько лайфхаков, которые помогут организовать эффективный брейнсторм.
Пригласите фасилитатора
Фасилитатор — это специалист, который удерживает фокус команды, управляет динамикой встречи и вовлекает в обсуждение всех участников. Он не позволяет сессии превратиться в хаотичный обмен мнениями.
Примите любые задумки
Чтобы мозговой штурм двигал проект вперёд, нужно работать на трёх уровнях: люди — процесс — последействия. Участники должны быть уверены, что за «глупую» идею их не осудят.
Если в команде сильная иерархия, полезно пригласить внешнего модератора. Нужен баланс экспертов и „неопытных“ коллег: первые знают, что реализуемо, вторые не ограничены отраслевыми догмами. Вовлекайте всех — можно давать 2-3 минуты тишины для записей перед обсуждением, чтобы не победил самый громкий голос.
Кристина Геворкян
Методический директор в EdTech
Визуализируйте идеи
Ксения Макарова регулярно участвует в брейнстормах и рекомендует визуализировать обсуждения на онлайн-доске для совместной работы МТС Линк Доски. Флипчарты, стикеры, карточки — такие элементы снижают когнитивную нагрузку и помогают видеть картину целиком.
Команда может записывать на стикерах свои идеи
Определите метрики успеха
Кристина Геворкян предлагает считать не «сколько идей было предложено», а «сколько пошло в тест».
Назначьте сроки тестирования и ответственных за проверку. Вернитесь к результатам через 2-3 недели и поделитесь ими с коллегами. Это повысит доверие и вовлечённость команды.
Идеи должны регулярно проверяться, а результаты — анализироваться. Разовые сессии дают эмоциональный всплеск, но не создают системы инноваций.
Какие существуют техники организации мозгового штурма
Исходя из собственного опыта, Кристина Геворкян делится шорт-листом популярных техник проведения мозгового штурма.
Работа с гипотезами
В этой технике формулируется не идея, а гипотеза в формате «если мы сделаем X, то получим Y, потому что Z». Например:
Если мы введём микрообучение в мобильном приложении, то повысим завершение курсов на 15%, потому что снизим когнитивную нагрузку
В МТС Линк Досках работу с гипотезами можно проводить в готовом одноимённом шаблоне. На встрече
сформулируйте проблему
поделитесь гипотезами о поведении пользователей
придумайте минимум по три решения для каждой гипотезы.
Фреймворк подойдёт командам, которые проводят исследования и запускают эксперименты
Воронка идей
Мозговой штурм с воронкой идей состоит из нескольких этапов:
Генерация — предлагается любая идея
Группировка — схожие идеи объединяются в кластеры
Отбор — идеи оцениваются по критериям: влиянию, скорости реализации, стоимости.
В пример Кристина Геворкян приводит проектирование нового курса. Сначала нужно выписать темы, затем сгруппировать их по блокам и оставить 3-4 задумки, которые дадут максимальный эффект.
В готовом шаблоне «Воронка идей» в МТС Линк Досках идеи записываются на стикерах. Шаг за шагом команда отсеивает задумки.
В финал попадает несколько лучших идей
SCAMPER
В технике SCAMPER поиск идей строится на работе с уже существующим продуктом. Решения постепенно «разгоняются» через семь вопросов:
Substitute (перевод: «замени») — что можно заменить?
Combine (перевод: «объедини») — что с чем можно соединить?
Adapt (перевод: «адаптируй») — как и что можно адаптировать?
Modify (перевод: «измени») — что можно изменить?
Put to another use (перевод: «используй иначе») — где и что ещё может пригодиться?
Eliminate (перевод: «убери») — что можно убрать?
Reverse (перевод: «переверни») — как можно изменить порядок или перевернуть?
Например, чтобы улучшить офлайн-обучение, на шаге «Переверни» можно предложить начать курс с итогового проекта, а теорию изучать по мере необходимости.
Метод аналогий
Метод предполагает поиск идей в других отраслях и адаптацию успешных решений в своём проекте. Например, чтобы усилить персонализацию в онлайн-обучении, команда изучает, как стриминговые платформы удерживают внимание зрителей. Результат: подходы вроде сторителлинга, интриги и эмоционального вовлечения переносят в образовательный процесс.
6-3-5
Методика предполагает участие шести человек. Каждый за пять минут записывает по три идеи, затем передаёт лист следующему участнику, который их дополняет или модифицирует. За один раунд команда генерирует 108 идей.
Провести «6-3-5» можно в сервисе МТС Линк Доски: создайте 6 колонок — по одной на каждого участника, — запустите таймер. По истечении пяти минут каждый переходит к чужому блоку, развивает идеи или добавляет новые.
Провокационные вопросы
Вопросы, которые нарушают привычную логику, смещают точку зрения и запускают креативное мышление. Например, участники могут подумать и ответить на вопросы:
Что будет, если бюджет проекта станет бесконечным?
Что будет, если завтра проект потеряет 90% ресурса?
Обратный штурм
Вместо поиска решений команда сознательно ищет способы ухудшить ситуацию, а затем обращает задумки в действенные решения. Кристина Геворкян приводит пример:
Вопрос: «Как сделать, чтобы студенты точно бросили курс?»
Вредный ответ: «Делать лекции длинными и скучными»
Эффективный вариант: «Разделить лекции на короткие динамичные блоки».
По мнению Кристины Геворкян, мозговой штурм может превратиться в формальность, если:
формулировка задачи размытая или слишком общая
правила проведения встречи не сформулированы
один-два участника доминируют в обсуждениях
работа с идеями после сессии не продолжается.
Ксения Макарова считает, что мозговой штурм может оказаться неэффективным из-за неправильно подобранных инструментов. В мессенджерах не хватает наглядности — идеи теряются в потоке сообщений. На созвонах сложно перебить коллег и успеть зафиксировать все варианты.
Удобнее всего проводить мозговой штурм на интерактивной доске — например, в МТС Линк Досках. Участники видят всё в реальном времени, одновременно добавляют идеи, развивают чужие мысли и структурируют результат.
Благодаря интерактивности решается проблема доминирования самых активных сотрудников. Высказаться могут все — даже самые тихие специалисты. Так мозговой штурм становится максимально продуктивным.