Дистанционное обучение — это форма передачи и получения знаний на расстоянии. Учащиеся и преподаватель могут находиться где угодно и взаимодействовать через смартфон или ПК. Такой формат используют в корпоративном, школьном и высшем образовании. В статье поговорим о том:
- Что такое дистанционная учеба в компаниях и школах
- Что такое дистанционное обучение
- Что такое дистанционное образование
- Расскажем о методах, плюсах и минусах ДО
Виды дистанционного обучения
Удаленные уроки можно разделить на два вида. У каждого есть плюсы и минусы. Чтобы нивелировать недостатки и сделать обучение максимально полезным, в программу включают оба варианта.
Синхронное
Синхронное обучение — это дистанционное обучение в режиме реального времени. Допустим, вы организуете вебинар. В синхронном формате вся группа смотрит его одновременно, а преподаватель вещает в прямом эфире. Слушатели могут задавать ему вопросы в чате и тут же получать ответы.
У таких занятий два преимущества. Ученики, которым важно получать социальное взаимодействие и поддержку, получают его. Спикеру, в свою очередь, проще управлять вниманием аудитории.
Асинхронное
В асинхронном обучении нет жестких дедлайнов по прохождению материала, поэтому участники группы могут учиться в своем темпе. Это главный плюс формата. Дополнительное преимущество в том, что снижение количества очных встреч уменьшает нагрузку на лектора.
Минус в том, что ученикам приходится дольше ждать ответы на свои вопросы. Кроме того, преподавателю в таком формате сложно своевременно оценить, как усваивают материал и насколько он полезен. Узнать это можно только после тестирования или другого домашнего задания.
Методы дистанционного обучения
Рассылка полезных статей
В форме рассылок создают целые онлайн-курсы. Этот способ оптимален для передачи теоретических знаний. Например, в статьях можно рассказать о новом товаре или миссии компании.
Плюс метода в относительной простоте. Создать рассылку легче, чем записывать подкасты или организовывать вебинары. Минус в том, что преподаватель лишен контроля над полученными знаниями. Он не может проследить, как ученики усвоили материал, или ему приходится искать дополнительные инструменты. Отсутствие контроля, в свою очередь, требует большей мотивации от самих учащихся.
Вебинары
Вебинар — это дистанционная лекция в прямом эфире. Главный плюс метода в том, что такое удаленное обучение сильнее вовлекает слушателей в учебный процесс.
Преподаватель работает с учащимися как в обычной аудитории. Он не только зачитывает теорию, но и дает практические задания, инициирует дискуссии, пишет на интерактивной доске, демонстрирует презентации. Сами участники могут задавать вопросы и сразу же получать ответы. Что такое вебинар можно подробно прочитать в статье.
Еще одно преимущество метода — возможность просмотреть онлайн-лекцию в записи. У студентов, пропустивших занятие, появляется больше шансов хорошо усвоить материал.
Видеоуроки
Такой дистанционной формой обучения может быть автовебинар, скринкаст или презентация с озвучкой спикера. В первом случае видеоурок представляет собой имитацию лекции в прямом эфире, назначенную на определенную дату. Автовебинар сам запускается и завершается спустя время, указанное в настройках.
В нем нет элементов управления — таймера, перемотки или паузы. Для участников трансляция выглядит как живая встреча со спикером. Люди могут общаться друг с другом в чате, но ответы на вопросы по теме вебинара получают уже после занятия.
Этот метод подходит для однотипных мероприятий. Он экономит время преподавателя и сохраняет вовлеченность аудитории. При этом автовебинар лучше, чем отправленная на электронную почту запись лекции. Видео в рассылке могут забыть и оно менее интерактивное. У автовебинара есть конкретная дата и возможность пообщаться в чате.
Скринкаст — это запись действий на экране с закадровым голосом. Таким способом можно дистанционно обучать работе с компьютерными программами и сервисами. Презентация с «говорящей головой» хороша для простых теоретических курсов. Например, при обучении новых сотрудников основам корпоративной культуры. Спикер делает презентацию более живой и захватывает внимание тех, кто лучше воспринимает информацию на слух.
Диалоговые тренажеры
Диалоговый тренажер — это бизнес-кейс в текстовом формате для запоминания скриптов. Например, по продажам конфликтному клиенту или презентации товара. Учащийся получает информацию о ситуации в компании и должен правильно провести беседу с вымышленным персонажем.
Метод часто используют в корпоративном дистанционном обучении. Благодаря диалоговым тренажерам сотрудники могут отработать навыки общения без риска для реальных ситуаций. Фактически, они проходят автоматизированный мини-тренинг.
Тесты и опросы
Тесты помогают проверить знания участников после каждого теоретического блока или прямо в процессе обучения. Опросы используют для вовлечения на вебинарах: запрашивают мнение учащихся по какому-то вопросу или проводят голосование.
Тренинги
На тренингах дистанционно отрабатывают навыки. Тренер может разделять участников на группы, вызывать слушателей в эфир, использовать онлайн-доску для выполнения заданий. Этот формат уроков отличается от вебинаров большим количеством практики и ограничением по количеству пользователей.
Разделение участников на группы на платформе Линк Вебинары
Тренажеры по работе с ПО
Метод используют в обучении программам. Тренажер имитирует интерфейс ПО и пользователь может отработать все команды, не удалив важную информацию и ничего не сломав.
Курсы
В онлайн-образовании курс объединяет в себе несколько форматов. В него могут быть включены презентации со спикером, тесты, тренинги и автовебинары. Как правило, на протяжении одного курса проводятся и «живые» уроки, и уроки для самостоятельной работы.
Технологии дистанционного обучения учащихся
Для запуска удаленных занятий удобно использовать LMS — системы управления обучением. Еще их называют СДО (система дистанционного обучения). С помощью этих инструментов можно:
- Загружать уже готовые материалы или создавать новые уроки
- Собирать статистику по посещаемости, активности и тестам
- Проводить тестирование, тренажеры и другие экзамены
- Запускать автоматическую рассылку по базе адресов
- Проверять домашние задания, давать комментарии
- Работать в группах, общаться с пользователями в прямом эфире
- Хранить в облаке созданные курсы, вебинары и тренинги
- В некоторых сервисах можно подключать брендирование материалов
Подобные сервисы помогают автоматизировать образовательный процесс, структурировать материалы в одном месте, общаться с учениками через один канал.
Статистика по участникам на платформе Линк Вебинары
Как запустить дистанционное обучение за 6 шагов
1. Определите цели и показатели успеха
Цель — это то, что вы хотите получить в результате. Например, без отрыва от работы обучить 300 сотрудников новому ПО. Другой пример цели — автоматизировать адаптацию новичков, чтобы они знали миссию компании и уверенно владели начальными навыками. Формулировка должна быть как можно более точной.
Заранее подумайте о показателях качества дистанционного образования. Это могут быть: выросшие продажи, сокращение расходов на обучение сотрудников в филиалах, ускоренный старт новичков.
2. Выберите методы и средства
На втором этапе нужно понять, как будет проводиться дистанционное обучение. Если вы планируете преподавать простую теорию, то достаточно коротких видео или рассылки с тестированием для проверки полученных знаний. Также можно использовать скринкаст или видеопрезентацию.
Для передачи практических навыков и объемных тем потребуется больше инструментов. Можно смотреть в сторону вебинаров, тренингов, курсов и тренажеров. Понадобятся тесты, опросы, деление участников на группы, отслеживание статистики.
Когда вы поймете, какие методы будут в учебной программе, можно приступать к поиску онлайн-платформы для дистанционного образования. Вот основные критерии выбора:
- Простой интерфейс
- Наличие тестового периода
- Стабильная трансляция
- Возможность загрузки и редактирования контента в любом формат
- Достаточный лимит участников, тренеров и администраторов
- Функционал для проверки знаний, контроля посещаемости и активности
- Рассылка писем и приглашений на уроки по электронной почте
- Быстрое подключение из любого браузера и мобильного приложения
- Возможность добавить дополнительный функционал
- Режим конференции с выводом в эфир учащихся
Тестирование на платформе Линк Вебинары
3. Просчитайте бюджет и соберите команду
Когда есть цель и выбраны инструменты, проще представить, во сколько обойдется дистанционное обучение. Помимо LMS в эту сумму также включают расходы на сотрудников. Кто может понадобиться в команде:
- Методолог. Разрабатывает учебную программу и пишет сценарий к вебинарам, электронным курсам, тренингам
- Дизайнер. Подбирает оформление к урокам
- Преподаватель. Желательно, чтобы этот человек уже имел опыт онлайн-работы с учащимися
- Администратор. Отвечает на вопросы участников, делает рассылку, добавляет материалы, модерирует чат во время занятий
4. Продумайте мотивацию участников
Образование в школе и вузе предполагают изначальную мотивацию учеников. Сложнее с этим в компаниях — сотрудники должны понимать, зачем нужно проходить обучение. Для этого программа должна быть привязана к их личным результатам. Например, повышению продаж и, как следствие, зарплаты. Или упрощению рабочего процесса. Можно использовать рейтинги и награды за успешно сданную аттестацию.
Перед запуском уроков учащимся также нужно объяснить, что такое учиться дистанционно. Сделать рассылку, в которой расписаны цель, учебная программа и инструкция к сервису с уроками.
5. Запустите уроки в тестовом режиме
Соберите фокус-группу из лояльных сотрудников и проведите пробное обучение. Необязательно искать много людей, в небольшой компании достаточно и 10 человек. Тестовый запуск должен заканчиваться анкетой с вопросами о качестве LMS и обучающего материала. Например:
- Оцените простоту интерфейса программы по шкале от 1 до 5
- Чему вы научились на этом уроке?
- Быстро ли открылся курс?
- Что бы вы хотели изменить?
Сочетайте открытые и закрытые вопросы, чтобы получить больше информации. После настоящего запуска регулярно собирайте обратную связь от учеников или оценивайте статистику активности на уроках. Это поможет улучшить программу.
Преимущества электронного обучения в компаниях
Обучение на расстоянии выгодно и для компании, и для сотрудников по нескольким причинам:
- Сотрудники и тренеры экономят на дороге и сопутствующих расходах
- Можно приглашать в качестве преподавателей экспертов из любой точки мира
- Компания снижает орг.расходы на аудитории и командировки тренеров
- При дистанционной форме учебы сотрудники проходят уроки в своем темпе
- Есть возможности для общения с тренером и группой для тех, кому это важно
- Компании не нужно предоставлять сотрудникам учебный отпуск
- Материалы подходят для людей с разными типами восприятия информации
Шаблон онбординг-курса на платформе Линк Курсы
Что такое дистанционная форма обучения в школе
В дистанционном обучении школьников используют вебинары, видеоуроки, тесты, полезные статьи и тренажеры. Как правило, ученики проходят урок в прямом эфире, а затем делают домашнее задание в LMS или отправляют работы по электронной почте.
Фактически дети обучаются дистанционно как в обычной школе, но из дома. Учитель может «вызывать» к интерактивной доске, управлять чатом, камерами и микрофонами, делить на группы и давать практические задания.
С юридической точки зрения, дистанционное обучение в онлайн-школах не является отдельным видом образования. Как, например, семейное или надомное. Это лишь форма реализации учебной программы с помощью дистанционных образовательных технологий. Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года.
В основном онлайн работают частные школы. В обычных заведениях такие инструменты используют как подспорье в работе с учениками на надомном обучении или в период карантинов. Массового применения ДОТ сегодня нет. Период пандемии ясно показал, что дистанционное образование в текущих реалиях — это ряд проблем, которые еще предстоит решить.