Ничего не найдено. Попробуйте еще
Как повысить вовлечённость сотрудников в корпоративное обучение с помощью асинхронного формата

Когда речь идёт о корпоративном обучении, то неизменно встаёт вопрос, как организовать образовательный процесс, чтобы он не мешал сотруднику работать, не отнимал много времени и при этом дал достаточно знаний. На помощь приходит асинхронный формат. Вместе с продуктовым маркетологом бизнес-юнита «Обучение» МТС Линк Эльвиной Шарафутдиновой и старшим менеджером проектов B2B-направления образовательной платформы «Нетология» Дианой Числаш разобрались, как асинхрон помогает в обучении сотрудников и какие типичные ошибки мешают его эффективному внедрению.
«Нетология» — образовательная онлайн-платформа, которая специализируется на переподготовке, высшем образовании и корпоративном обучении сотрудников. В «Библиотеке курсов „Нетологии“» собрано более 200 курсов по разным направлениям.
В чём суть асинхронного корпоративного обучения
Асинхронное обучение подразумевает, что сотрудники изучают материал, подготовленный кем-то заранее. В отличие от синхронного обучения, которое проходит в режиме реального времени, асинхрон предполагает отсроченное взаимодействие ученика и преподавателя. Обучающийся самостоятельно изучает материал, выполняет задания, задаёт вопросы, а преподаватель даёт обратную связь не сразу, а через определённое время. Информация может подаваться с помощью видеолекций, автовебинаров, презентаций, онлайн-курсов и тестов.
По словам Дианы Числаш, асинхронный формат сегодня актуален как никогда. В корпоративном обучении всё чаще звучит запрос на гибкость и индивидуальный темп. Сотрудники работают в гибридных графиках, выполняют несколько задач параллельно и далеко не всегда готовы выделить время на живые сессии. Поэтому асинхрон перестаёт быть альтернативой синхронному формату и становится полноценным элементом стратегии обучения.
Добиться этой «правильной реализации» помогают современные цифровые инструменты. Так, для асинхронного онлайн-обучения подходят сервисы МТС Линк Курсы и МТС Линк Вебинары. С их помощью можно создать полноценный курс с текстом, презентациями и видеофайлами. Онлайн-сервисы позволяют создавать не только предзаписанные лекции и автовебинары, к которым уже все привыкли, но и новые форматы, вызывающие у обучающихся интерес и повышающие вовлечённость. Кроме того, инструменты МТС Линк помогают не только преподносить материал, но и проверять знания учащихся. Про 6 сценариев для удалённой аттестации студентов — от проведения консультаций до защиты проектов — подробно рассказали в статье.

Тесты для обучающихся можно проводить прямо во время вебинаров на платформе МТС Линк
К примеру, в асинхронном корпоративном обучении эффективно использовать МТС Линк Доски. Ведь ссылка на онлайн-доску активна постоянно. То есть обучающиеся в любой момент могут зайти и заполнить таблицу, построить график по заданию, попробовать поработать с тем или иным шаблоном. Преподаватель проверит, как обучающийся справился с задачами, и даст обратную связь в виде комментариев или стикеров.

На онлайн-доске можно работать в режиме реального времени или возвращаться к ней самостоятельно в любой удобный момент
Как асинхронное обучение помогает бизнесу
По словам Дианы Числаш, асинхронный режим обучения выгоден одновременно и сотруднику, и компании.
Чем полезен асинхрон для сотрудников:
- можно проходить обучение тогда, когда есть концентрация и мотивация (утром, в дороге, между рабочими задачами, во время обеда и даже после работы)
- темпы обучения регулируются индивидуально
- курсы легко встраивать в рабочую рутину, не отрываясь от операционных задач
- асинхрон позволяет дробить развитие на микрошаги (к примеру, короткие модули по 5–15 минут усваиваются лучше, чем часовые лекции)
- асинхрон — это обучение «под задачу» (если нужно освоить конкретный навык, то достаточно открыть определённый урок, посмотреть его и начать применять в работе).
Преимущества для бизнеса:
- минимальные временные издержки
- возможность быстро масштабировать обучение, не проводя долгую очную фазу
- возможность давать сотруднику знания именно тогда, когда они ему действительно понадобились (такой подход называется just-in-time learning).
Когда асинхрон работает особенно эффективно
Диана Числаш выделяет несколько ситуаций, где асинхронный формат может показать максимальную результативность.
На этапе формирования базового слоя знаний
Асинхрон помогает сформировать общее понимание темы и выровнять уровень знаний в команде. Каждый желающий может пересмотреть лекцию или интерактивную презентацию, чтобы изучить и закрепить материал. На этом этапе крайне полезный инструмент — библиотека знаний на сайте компании. Сотрудник сам возвращается в библиотеку в нужный момент, чтобы восполнить пробел.
Перед очными сессиями или воркшопами
Сотрудники изучают теорию заранее, а на синхронное обучение приходят исключительно за практикой и разбором кейсов.
Во время масштабных трансформаций
Когда нужно быстро дать всей компании знания, асинхрон позволяет сделать это без перегрузки.
Формат асинхронного обучения подходит и маленьким командам, и крупным компаниям. При этом у каждой организации есть возможность построить образовательный процесс именно так, как нужно ей, с учётом специфики деятельности. Такая возможность обеспечивается за счёт использования онлайн-сервисов. Эльвина Шарафутдинова привела пример, как реализовать асинхронное корпоративное обучение с помощью сервиса МТС Линк Курсы за 4 шага.
- Создайте новый курс за несколько кликов.
- Настройте доступы.
- Добавьте обучающие файлы (текстовые документы, видео, презентации, SCORM-курсы).
- Настройте прохождение тестов и опросов.
По словам эксперта, в МТС Линк Курсы встроены инструменты метрики и аналитики. Организаторы смогут собирать информацию о том, кто и когда проходил обучение, сколько сотрудников успешно завершили обучающую программу. Каждый учащийся после регистрации получает доступ к личному кабинету, где будут храниться все программы, которые он проходит или уже прошёл.

Личный кабинет студента в МТС Линк Курсах
В каких случаях асинхрон не подходит для обучения
По словам Дианы Числаш, асинхронный формат не везде эффективен. Он не подходит для обучения управленческим компетенциям, лидерству, командной работе, где нужна живая дискуссия и обратная связь.
Также асинхрон не самое удачное решение для работы с темами, требующими изменения поведения через групповую динамику. Кроме того, если у видеоматериала нет дополнительного сопровождения другими форматами (тестами, домашними заданиями, обсуждениями), усвоение может оказаться поверхностным.
Как асинхронный формат работает на практике
Диана Числаш привела пример, как асинхронное обучение реализуется на практике — на онлайн-платформе «Библиотека курсов „Нетологии“». По словам эксперта, там используются чёткие принципы.
1 курс = 1 прикладной навык
Курс — это не энциклопедия, а решение одной рабочей задачи: научиться проводить переговоры, получать данные из Excel-таблицы, выстраивать коммуникацию с командой.
Видео по 5–15 минут
Видео должны быть структурированными, динамичными. Чтобы удерживать внимание обучающихся, используются визуальные отбивки, смена планов, инфографика.
Текст — до 5 экранов
Важное правило: минимум воды. Обязательно должны быть вопросы на размышление, микрозадания, квизы. Это позволяет не просто прослушать теорию, но и зафиксировать знание.
Итоговый тест
Это не контроль ради галочки, а часть обучения: мозг «достаёт» из памяти информацию, а значит, она усваивается.
Эксперт также рассказала, какие приёмы не используются принципиально. В первую очередь речь идёт о «говорящих головах» на 30–40 минут. Зрители вряд ли смогут так долго фокусировать внимание и сохранять интерес. Кроме того, компания не использует неадаптированные записи вебинаров и курсы без интерактива и тестирования. Запрет также распространяется на упоминания дат и времён года, так как всё должно быть вневременным.
Типичные ошибки при внедрении асинхронного обучения
Диана Числаш перечислила типичные ошибки, которые часто допускаются при организации асинхронного обучения:
- желание всё уместить в один курс и сразу рассказать всю теорию
- чтение лекции без сценария и динамики (внимание теряется через 3 минуты)
- перевод очных программ в онлайн без изменений
- отсутствие практических занятий и проверки усвоения, так как знания не превращаются в навык
- иллюзия, что если есть видео, то обучение работает само.
Асинхрон — это не про экономию на обучении, а про уважение ко времени сотрудника, про современный темп жизни и возможность развиваться без отрыва от деятельности.
По словам эксперта, асинхронный формат прекрасно связывается с бизнес-результатами: человек быстро получает то, что нужно для работы здесь и сейчас. Компании не приходится выстраивать сложный расписанный процесс. Можно быстро запустить обучение, масштабировать на сотни сотрудников и встроить в культуру развития.
«Качественно сделанный курс, короткий, практичный, с интерактивом, — это не просто видео, это работающий инструмент развития, который можно масштабировать и сделать частью бизнес-среды», — поделилась Диана Числаш.
По словам эксперта, асинхронный формат не замена живому обучению, а обязательный компонент современной L&D-стратегии (стратегии обучения и развития). Он хорошо работает в миксе: теория — в записи, практика и обмен — в живом формате. Его сила — в гибкости, вовремя поданной информации и возможности учиться в своём ритме. Для компаний это способ развивать компетенции быстро и без остановки процессов. А для сотрудников — уважительный формат, который позволяет вкладываться в свой рост тогда, когда это действительно нужно.
Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа
Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту