10 правил работы с удалённой командой по книге «Фасилитация на практике» Томаса Кайзера

Баннер Фасилитация на практике

Мир вокруг меняется постоянно, а потребность в эффективной организации работы в команде была и остаётся актуальной. Ещё в 1984 году Томас Кайзер разработал подход Mining Group Gold (дословно: «добывая золото из рабочей группы») — управление персоналом, построенное на принципах фасилитации.

Фасилитация — особый стиль управления, при котором лидер группы для достижения желаемых результатов максимально задействует ресурсы всех участников через вопросы, сопереживание, направление дискуссии, призывы выразить мнение и т.п.

Подход Mining Group Gold — своеобразная инструкция по эффективному ведению встреч и собраний для менеджеров компании «Xerox», где работал Том. Именно она впоследствии легла в основу книги, вышедшей в 1990 году и пережившей за прошедшие десятилетия несколько изданий.

Разберем в статье основные положения из книги, но сначала подробнее объясним суть предмета. Итак, фасилитация: что это такое, когда она необходима и как с ее помощью повысить эффективность вебинаров.

10 правил работы с удалённой командой по книге «Фасилитация на практике» Томаса Кайзера | Фото close up of video call conversation with colleague on monitor in empty business office remote video conference on computer to have online teleconference meeting with man in workspace 1 scaled

Что такое фасилитация простыми словами

Слово фасилитация произошло от английского термина facilitate, что в переводе означает «облегчать, упрощать». Изначально понятие применялось исключительно в педагогике и психологии. Но со временем фасилитация перешла в бизнес. Сегодня с ее помощью успешно проводят совещания, планерки, корпоративные мозговые штурмы в офлайне и онлайне.

Фасилитация заключается в том, чтобы извлечь максимум из каждой идеи с помощью специальных инструментов и методик. Например, один из сотрудников компании на рабочем совещании выразил какую-то мысль. Даже если она кажется простой и банальной, по ходу обсуждения ее можно так развить, что на ее основе будут сделаны по-настоящему ценные выводы. Другой пример: при проведении совещаний или обучающих вебинаров каждый раз активно высказываются одни и те же люди. А остальные остаются в тени в силу психологического дискомфорта. Даже если у участников есть хорошие идеи, они боятся озвучить их, так как не хотят оказаться в центре внимания или опасаются, что их слова поднимут на смех. Фасилитация встреч способна решить именно эти проблемы: дать возможность высказаться каждому и из любой идеи выжать максимум пользы. Фасилитация подходит для любых мероприятий, которые предполагают общее обсуждение в коллективе.

С феноменом фасилитации тесно связано понятие социальной ингибиции. Если в случае фасилитации пользователи начинают проявлять активность и генерировать идеи для решения проблемы, то ингибиция означает прямо противоположное действие. В присутствии посторонних людей активность участников снижается, продуктивность падает, эффективность стремится к нулю. Психологи рассматривают оба этих эффекта неотрывно друг от друга. 

Получается, когда специалист-фасилитатор впервые организует групповое обсуждение, то можно ожидать, как положительного, так и отрицательного эффекта. Поэтому очень важно подойти к процессу обучения или к дискуссии в индивидуальном порядке. И выбрать такие методы работы и способы повышения вовлеченности, которые подойдут именно этому коллективу.

Кто такой фасилитатор

Групповой дискуссией управляет фасилитатор — профессионал, который специально обучался разным техникам, и имеет навыки проведения результативных сессий. Фасилитатор создает в команде благоприятные условия для продуктивной беседы. Он следит за ходом группового обсуждения и помогает участникам раскрыться. Задача специалиста — помочь группе провести встречу максимально эффективно.

Что именно делает фасилитатор:

  • устанавливает правила общения;
  • организует способы взаимодействия между участниками;
  • решает, сколько времени дается каждому спикеру на высказывание;
  • следит за взаимоотношениями внутри группы;
  • предотвращает конфликты;
  • поощряет предложение вариантов решения сложных задач;
  • контролирует, чтобы каждый участник мог выступить.

Фасилитаторы помогают участникам быстрее освоиться на мероприятии, избавиться от внутренних страхов и почувствовать себя в комфортной обстановке. Специалисты используют в работе основы социальной психологии, применяют разные стратегические схемы и техники. Фасилитация группы предполагает, что тренер должен всегда сохранять нейтралитет и оставаться в безоценочной позиции ко всему, что говорят участники во время командной работы.

Не путайте фасилитатора с модератором. Предназначение первого — обеспечить групповое взаимодействие, повысить эффективность групповых мероприятий, помочь найти все возможные решения сложных и простых задач. В процессе обсуждения допускаются гибкость и выход за рамки намеченного плана. Цель модерации — строго контролировать ход обсуждения рабочих, учебных и других вопросов. Есть сценарий проведения мероприятия, и модератор старается четко ему следовать.

Виды фасилитации

Виды фасилитации отличаются друг от друга в зависимости от того, в какой области ее используют. Сферы применения фасилитации:

  • Бизнес, а именно проведение рабочих совещаний. Для обсуждения вопросов собираются руководитель компании с подчиненными. С помощью эффективных инструментов и специально разработанных технологий групповой работы фасилитатор помогает группе обсудить тему и принять лучшее решение.
  • Образование. Педагогическая фасилитация в классе или аудитории направлена на то, чтобы каждый ученик мог высказать свое мнение и тем самым лучше закрепить полученные знания. Фасилитационные стратегические сессии могут проводиться в школе и для учителей, чтобы все педагоги были вовлечены в процесс принятия решений.
  • Тренинги. Фасилитатор ненавязчиво побуждает участников выступить, дать свою оценку проблеме и лучше проработать ситуацию.

Независимо от вида фасилитации, в работе должны применяться мягкие, ненавязчивые методы и приемы. 

10 правил работы с удалённой командой по книге «Фасилитация на практике» Томаса Кайзера | Фото young asia businesswoman using laptop talk to colleague about plan in video call meeting while work from home at living room 1 1 scaled

Технология фасилитации

Технология фасилитации — это выбор определенного метода работы в зависимости от особенностей группы и характера мероприятия. О каких приемах идет речь:

  • карта групповой эффективности;
  • ментальные модели;
  • выделение приоритетов;
  • истории о прошлом;
  • упражнения на визуализацию;
  • выход за рамки.

Рассмотрим для примера технику выхода за рамки. Ее применяют, когда нужно организовать групповое совещание. Цель встречи — поиск решения возникшей проблемы. После того, как участников посвящают в тему, начинается мозговой штурм. Пользователи предлагают различные варианты, причем в теории можно представить, что проблемная ситуация случилась совершенно в другой сфере. Участники разбирают, как бы решали вопрос в той обстановке. Постепенно выстраивают цепочку действий и приходят к подходящему решению.

Фасилитатор все это время им помогает: задает наводящие открытые вопросы, поддерживает зрительный контакт, проявляет заинтересованность. Правила фасилитации требуют, чтобы специалист четко понимал динамику беседы и поддерживал энергетику на одном уровне, не допуская ослабления дискуссии.

Разбор книги Томаса Кайзера «Фасилитация на практике»

Российская бизнес-литература пополнилась руководством Кайзера только в 2020 году: книга вышла на русском языке в издательстве «МИФ». На базе книги мы собрали для вас чек-лист из 10 основных правил по организации эффективных совещаний в условиях удаленной работы:

1. Обеспечьте личную заинтересованность

Эффективные совещания начинаются с планирования. Кайзер предупреждает: если потенциальный участник видеоконференции не может сформулировать свою заинтересованность в ее ожидаемых результатах, он просто не явится на встречу или будет присутствовать формально.

Поэтому очень важно грамотное управление коллективом:

  • заранее пригласите на онлайн-совещание действительно заинтересованных лиц,
  • разошлите повестку с целями и ожидаемыми результатами,
  • распределите роли — назначьте ответственных за: тайминги — хронометриста, протокол совещания — протоколиста, а также своего помощника по включению участников в обсуждение — кофасилитатора и прочих.

2. Будьте гибки

В удаленном совещании могут возникнуть невозможные для очного формата помехи: технические сбои, кричащие на заднем плане дети и тому подобное. Поэтому смело вносите коррективы в график совещания, если это необходимо. В этом вам поможет хронометрист — всегда назначайте на эту роль ответственного человека.

3. Не забывайте о главном

На виртуальных конференциях отклониться от темы проще, чем на очных: намного больше внешних факторов, гораздо проще «выключиться» и начать заниматься своими делами. Поэтому, в случае необходимости, возвращайте дискуссию в нужно русло, напоминайте участникам об ожидаемых результатах встречи.

4. Задавайте вопросы и давайте обратную связь

Коммуникативное взаимодействие со зрителями повышает вовлеченность и усиливает интерес к мероприятию. Попросите поставить реакцию на то или иное высказывание или задайте вопрос, на который можно ответить односложно: «да» или «нет». Все ответы будут в общем чате. Увидели актуальный комментарий? Постарайтесь уделить ему внимание. Проявите неравнодушие к гостям, это один из главных секретов успешной встречи.

5. Выполняйте проверку групповой динамики

На виртуальных совещаниях участники не могут видеть реальную работу других членов группы, из-за чего у них может создаться впечатление, что они одиноки.

Вопросы формата:

<Имя>, вы с нами? Какие у вас есть замечания по поводу направления обсуждения данного вопроса?

— позволят отдельным участникам предложить свои комментарии, а также не потерять интерес к тематике встречи.

6. Поощряйте вербальное выражение эмоций

На видеоконференциях сложно считывать язык тела, а иногда невозможно вовсе. Установите хорошее правило: высказывать эмоции словами, а не копить их внутри. Только так можно обеспечить открытость и создать благоприятную атмосферу для дискуссии.

Фасилитатор должен периодически задавать участникам какие-либо вопросы про их чувства; хорошо для этого использовать «круговое» обсуждение: предложите участникам по очереди кратко описать эмоции по поводу предмета обсуждения, затем — разделить чувства на категории по основным темам. Результаты «кругового» обсуждения следует обязательно фиксировать.

7. Не допускайте одновременного разговора

Как главный фасилитатор вы можете прерывать перекрывающиеся монологи, а еще лучше — сразу закрепите в регламенте их недопустимость.

Причин здесь несколько: во-первых, в онлайн-формате это еще более непродуктивно и неприятно для остальных участников, чем на очных собраниях; во-вторых, в программах для совещаний такое «общение» нередко приводит к отключению звука одного из спикеров.

8. Составляйте исчерпывающие планы

В онлайне значительно сложнее вести разговоры об уступках убеждать и оспаривать, поэтому разрабатывайте и продумывайте ход действий уже заранее, например, с помощью специальной маленькой команды.

9. Используйте помощь кофасилитаторов

Не бойтесь привлекать себе в помощники людей, которые будут нести ответственность за включение в обсуждение более мелких групп участников: так вам будет значительно проще контролировать аудиторию.

10. Установите правила

Список правил следует продумать заранее и донести до участников. Включите в него то, что, на ваш взгляд, является наиболее полезным, важным и действенным с точки зрения работы вашей команды или обсуждения тех или иных вопросов.

Например, это может быть снижение фонового шума, выражение эмоций словами, подача обратной связи и т.п.

Возможности платформы Линк Вебинары для онлайн-совещания

Итак, теперь вы знаете, как сделать онлайн-совещания эффективными и продуктивными. А чтобы в процессе была возможность сосредоточиться только на контенте, используйте модуль совещаний на платформе Линк Вебинары (ранее платформа Webinar.ru), предоставляющий все технические возможности для продуктивных встреч с удаленными командами.

Площадка подходит для организации групповых мероприятий с использованием социальной фасилитации. У фасилитатора есть все инструменты, необходимые для того, чтобы вывести пользователей на продуктивную дискуссию. Можно разделить участников по вебинарным комнатам и дать задания. Или дать слово каждому гостю и выслушать его точку зрения (когда речь идет о не слишком масштабной встрече). 

Фасилитация требует постоянного контроля. Площадка Линк Вебинары дает фасилитатору хорошую возможность занять позицию наблюдателя. Все участники будут у вас, как на ладони. А разнообразные инструменты помогут управлять встречей так, как вам нужно.

Блок FAQ

Что такое фасилитация простыми словами?
Фасилитация — это способ проведения мероприятий. Специально обученный сотрудник — фасилитатор или корпоративный тренер — выстраивает сценарий так, чтобы групповая дискуссия прошла максимально результативно: ни одна идея не останется незамеченной. Фасилитатор использует в работе разные инструменты и практики, направленные на повышение эффективности.
Когда нужна фасилитация?
Фасилитация нужна во всех случаях, когда планируется активная дискуссия. Это рабочие планерки, совещания, мозговые штурмы, практические семинары.

Подпишитесь на рассылку МТС Линк Медиа

Каждую пятницу присылаем самые интересные статьи об эффективной работе и коммуникациях в онлайне на почту